Volkswagen Golf – одна из самых значимых моделей автомобилей в истории. Её серийное производство дало начало массового распространения одноимённого класса легковых машин по всему миру. Сейчас производится уже восьмое поколение компакт-кара, который стал одним из самых продаваемых автомобилей всех времён. В истории "Гольфа" есть немало интересных моментов, некоторые из которых заслуживают отдельного внимания.
Статья будет полезной? Не забудьте поставить "палец вверх" и подписаться на канал!
В начале 90-х годов становятся отчётливыми тенденции по изменению представления о технике с двигателем внутреннего сгорания. Повсеместно запрещается этилированный бензин, появляются первые экологические стандарты, а автомобилисты всё больше задумываются о расходе топлива, цены на которое растут. В это время Volkswagen выпускает уже третье поколение хэтчбека Golf, который стал очень популярным в Европе.
Автопроизводители ищут способы повышения эффективности легкового транспорта, и на этом фоне немецкая компания разрабатывает крайне необычное решение. Начинается серийное производство Golf версии Ecomatic, построенной на базе комплектации с дизельным 1,9-литровым двигателем 1Y мощностью 64 лошадиные силы, в паре с которым работает МКПП. Восьмиклапанный мотор с чугунным блоком не имел турбины, отличался надёжностью и неприхотливостью, но расход топлива требовал вмешательства со стороны инженеров.
Выход новой версии "Гольфа" в сентябре 1993 года сопровождался маркетинговой кампанией, где рассказывалось об особенностях необычного автомобиля. Внешне отличить Ecomatic можно было только по шильдику на крышке багажника, зато под капотом разница оказалась колоссальной.
Инженеры немецкой компании внедрили полуавтоматическую коробку переключения передач. Селектор был таким же, как у обычной МКПП, но в ногах у водителя имелось только две педали. Для переключения передач необходимо немного надавить на селектор рукой и перевести его в нужное положение. За выжим сцепления отвечал сервопривод на подобие тех, что используются в современных роботизированных трансмиссиях.
Отказ от педали сцепления связан не только с комфортом водителя, которому отныне не приходилось пользоваться левой ногой при управлении автомобилем. Полуавтоматическая КПП позволяла внедрить систему "Старт/Стоп", обеспечивающую значительное снижение расхода топлива. На обычной "механике" её нормальная реализация невозможна, так как водитель сам управляет процессами, связанными со сцеплением.
Система "Старт/Стоп" в Golf Ecomatic отключала двигатель, если водитель отпустил педаль газа, и автомобиль движется накатом или стоит на месте более 5 секунд, например, на светофоре. Режим включался только после прогрева охлаждающей жидкости до рабочих показателей.
Volkswagen Golf Ecomatic получил три дополнительных индикатора на приборной панели и кнопку на правом подрулевом лепестке, позволяющую принудительно отключить "Старт/Стоп". Активация левого сигнала говорит о выключенной системе. Средний загорался, когда нужно повысить передачу, и мигал, когда её стоит понизить для экономии топлива (например, при движении в подъём). Правый индикатор загорался в промежуток, когда "Старт/Стоп" отключала двигатель, и гас после запуска.
Таким образом Golf Ecomatic стал одним из первых серийных автомобилей, получивших систему автоматического выключения ДВС. Сейчас она устанавливается многими производителями, и обычно основывается на системе "мягкого гибрида". В 90-х годах у инженеров не было таких решений, и им пришлось сильно потрудиться для решения сопутствующих проблем.
Выключение ДВС при движении накатом приводит к невозможности обеспечения нормальной работы целого ряда систем: генератора, усилителя руля, тормозов и отопителя. Для решения этой проблемы Volkswagen внедрил целый ряд дополнительных узлов. Работа усилителя руля, тормозной системы и водяной помпы в момент, когда двигатель был отключен, обеспечивалась дополнительными электронасосами. С целью обеспечения энергией бортовых систем компакт-кар имел два аккумулятора – на 92 А/ч и 9 А/ч.
Подкапотное пространство хэтчбека изменилось практически до неузнаваемости из-за дополнительных патрубков, насосов и иных вспомогательных устройств. Однако, все эти прорывные для своих лет технологии не принесли Golf Ecomatic успеха.
Необычный хэтчбек выпускался с сентября 1993-го по середину лета 1994 года. За это время было произведено 4000 экземпляров, которые реализовали в Германии. Автомобиль не пользовался популярностью из-за высокой цены и конструктивной сложности. Сейчас сохранившихся Golf Ecomatic очень мало, а нынешние владельцы сетуют на недостаток информации о машине, ведь даже англоязычная "Википедия" не содержит упоминаний об этой версии хэтчбека. Многие экземпляры впоследствии были переделаны собственниками на обычную систему сцепления, а "лишние детали" с них сняты.
Несмотря на свой коммерческий провал, Golf Ecomatic стал одним из важных этапов развития мирового автомобилестроения. Он дал толчок для развития роботизированных трансмиссий и систем "Старт/Стоп", которые теперь реализуются намного проще и надёжнее. Не так давно концерн Kia-Hyundai возродил решение с полуавтоматической коробкой передач, представив трансмиссию iMT. Она оказалась значительно дешевле современного "робота" с двумя сцеплениями как при производстве, так и в ходе обслуживания. Сейчас iMT устанавливают на бюджетные модели Kia-Hyundai для индийского рынка, но не исключено, что она найдёт применение в других регионах.