Найти в Дзене
script bro | сценаристы

Сценарные секреты: принимайтесь сразу за дело!

В сценарии важен каждый момент. Мы не можем тратить страницы на медленную настройку персонажей и мира наших историй до того, как начнётся сюжет. Нам нужно взяться за дело с ходу!

Покажите мир по мере развития сюжета. Уильям Мартелл рассматривает в качестве примера первые десять страниц ремейка "Рассвета мертвецов" Зака Снайдера.

"На первых двадцати пяти страницах я показываю героя в его привычном мире, они делают обычные вещи, например, просыпаются и идут на работу, стирают бельё в субботу утром и... потом, на этой отметке в двадцать пять страниц они попадают в особый мир и начинается в приключение!"

Хотя никто никогда не рассказывал мне так свой сценарий, я прочитал много подобных историй и задался вопросом, смотрел ли автор когда-нибудь фильмы.

Обычно можно встретить не так много сцен, где люди стирают белье, хотя это работает, если кто-то отчаянно пытается смыть кровь с одежды, которая была на них во время убийства.

Как сказал Хичкок, "Драма - это жизнь из которой вырезано всё скучное". Поэтому желательно начинать сценарии, когда ситуация становится захватывающей, а затем поддерживать историю такими же ситуациями.

Не нужно дожидаться, когда история начнётся, развлекайте сразу.

Медленный первый акт ("обычный мир") - это то, что, возможно, было нормальным в 1970-х годах, но сейчас 2020-е ! У нас нет на это времени!

-2

Хотя на самом деле, в версии фильма "Убийцы" 1964 года, где коронной фразой Ли Марвина стала "У меня нет времени", есть пара убийц, избивающих слепую женщину за информацию всего на 83 секунде фильма, а затем они убивают свою жертву на 4 минуте и 27 секунде.

У них нет времени ждать этого обычного мира и перехода в особенный мир. Это не должно удивлять, потому что версия 1946 года также начинается с убийства. Начало 1970-х и конец 1960-х годов были странным временем в кинематографе, когда мейнстрим-фильмы больше напоминали то, что мы считаем инди-фильмами. Но времена изменились, и в фильмах, снятых как до этого периода, так и после, стало ценным время. Каждая секунда фильма драгоценна - нужно постараться, чтобы происходило что-то интересное!

СТРАНИЦА ЗА МИЛЛИОН ДОЛЛАРОВ

Как авторы, мы можем написать целую стопку страниц, где мало что происходит! Возможно, ваши первые драфты заполнены такими страницами... но в конце концов придёт время проанализировать ценность каждой страницы.

Вам нужно обрезать жир. Каждая страница должна двигать историю вперёд и давать нам новую информацию в максимально интересной и увлекательной форме.

Если кто-то стирает бельё, пытаясь избавиться от пятен крови, вам нужно сделать эту сцену максимально напряжённой! Пусть это будет в общественной прачечной. С другими людьми, которые могут обнаружить пятна крови. Может быть, единственная свободная машинка - центральная со стеклянными окнами, где каждый может видеть, насколько красной становится вода?

Вам нужно найти детали, которые делают "скучные сцены" захватывающими. Вы не должны утомлять своего читателя... и, в конечном счёте, вашего зрителя.

У вас может быть много страниц, чтобы рассказать свою историю, поэтому не стоит тратить время на "скучную сцену", потому что каждая страница стоит денег, когда они попадают в производство.

-3

Несколько лет назад, когда Американская ассоциация кинематографистов (MPAA) всё ещё делилась своей информацией, средний фильм стоил 107 миллионов долларов, к моменту, когда он попадал на экран вашего кинотеатра.

Это средний показатель, но не для блокбастера - в наши дни блокбастеры, как правило, стоят от 200 до 300 миллионов долларов. Поскольку в сценарии - 110 страниц или меньше, получается около миллиона долларов за страницу.

Вот о чём я думаю, когда переписываю свой сценарий: стоит ли эта страница миллион баксов? Как я могу сделать так, чтобы она стоила больше миллиона долларов и чтобы студия получила прибыль?

Но первые страницы, вероятно, стоят даже больше миллиона долларов. Потому что в нашем мире существует Netflix, где кто-то может просто посмотреть что-то другое, если фильм не зацепит его сразу.

Первые десять страниц - разница между фильмом, который смотрят, и фильмом, который пропускают.

Amazon Prime начал брать плату за фильмы по той же схеме, что и с книгами (оплата по страницам), теперь пользователь платит за фильмы поминутно. Если кто-то прекращает смотреть фильм через шесть минут, они платят создателям лишь эту часть. Итак, вам нужно, чтобы ваша история заинтересовала как можно больше людей.

Поскольку я упоминал Хичкока ранее - в его фильме "На север через северо-запад" (1959) обычный мир Роджера Торнхилла получает 3 минуты экранного времени, прежде чем его похищает пара мужчин под дулом пистолета и вталкивает в необычный мир, где все пытаются его убить.

В своем фильме "39 ступеней" (1935) красивый холостяк Ричард Ханней смотрит представление в мюзик-холле, когда раздаются выстрелы... и по пути к выходу привлекательная женщина, которую он не знает, спрашивает, может ли она пойти с ним домой. На следующее утро её убивают, и кто-то пытается убить его... мы очень далеки от обычного мира.

А как насчёт таких драм, как "12 разгневанных мужчин"? Сколько времени прошло, прежде чем герои попали в комнату присяжных, где разразится основной конфликт?

Хотя ни один из этих старых фильмов не стоил миллион долларов за страницу, они были написаны так, как будто каждая минута имела значение. Никаких медленных сцен, никаких ответвлений.

Даже когда вы пишете роман или рассказ, вы не будете тратить время впустую. Первые предложения в художественной литературе имеют решающее значение. Моё любимое начало - из романа Дональда Уэстлейка, который написал замечательные первые предложения!

Один из его романов о Паркере (персонажа сыграл Ли Марвин в фильме "В упор") начинается словами: "Когда зазвонил телефон, Паркер был в гараже и убивал человека".

Разве после этого вы не хотите продолжить чтение? Я знаю, что хотите!

ВАШИ ПЕРВЫЕ ДЕСЯТЬ СТРАНИЦ

Несколько лет назад я направлялся в Лондон на кинофестиваль Raindance, и у меня была лекция по написанию фильмов ужасов и лекция по написанию первых десяти страниц, поэтому я взял ремейк "Рассвета мертвецов" 2004 года в качестве отличного примера для обоих лекций.

Этот фильм сразу попадает в точку, быстро погружает нас в захватывающий мир истории и делает каждую секунду ценной.

Независимо от того, в каком жанре вы пишете, первые десять страниц всё равно будут иметь решающее значение - они должны зацепить читателя, а затем и зрителя.

Начало романтической комедии "Интуиция" (2001) начинается с кадра последней пары перчаток на вешалке и двух разных людей, хватающих их, а затем мы видим нашу несчастную пару Джона Кьюсака и Кейт Бекинсейл... и история началась. Жанр не имеет значения, вам нужно начать, а затем продолжать идти вперёд!

-4

"Рассвет мертвецов" (сценарий Джеймса Ганна, версия, которую я читал, была переработана Майклом Толкиеном) начинается с изображения человеческого черепа! Это рентгеновский снимок, показанный врачу медсестрой неотложной помощи Анной (Сара Полли). Снимок пациента, который участвовал в жестокой драке в баре.

Хотя вы можете подумать, что вступительный кадр должен "спасать котика", но это одна из тех вещей, которые навсегда вошли в кинематограф. Старая школа.

"Большая жара" (с Ли Марвином в главной роли) начинается с пистолета в книге... затем пистолет берёт кто-то за кадром, который вышибает себе мозги. Итак, подумайте о своём вступительном образе - как он готовит зрителя к предстоящей истории?

Анна выходит из больницы после работы, проезжая мимо машины скорой помощи с парой человеческих ног, торчащих из кузова. Она придвигается ближе, чтобы посмотреть... и ноги начинают двигаться! Просто напарник-парамедик заснул, а потом им позвонили: "Поехали!"

История отлично дразнит аудиторию - мы знаем, что это ужасы, но мы всё ещё находимся в том "обычном мире", и это яркий солнечный день. Когда она едет домой, она включает радио в машине, и там репортаж новостей... поэтому она переключает станцию на музыку. Если бы она только послушала репортаж в новостях!

Пригород. Всего за несколько секунд экранного времени мы видим дома с ухоженными газонами и играющими на улицах детьми - идеальный мир. Когда Анна паркует свою машину, симпатичная маленькая девочка на роликовых коньках, Вивиан (Ханна Лохнер), подходит и разговаривает с ней. Анна обещает покататься с Вивиан на коньках завтра перед работой.

В доме она встречает своего мужа Луиса (Луис Феррейра), который смотрит телевизор в постели. Она говорит ему, что поменялась сменами с другой медсестрой, чтобы в конце месяца они могли провести вместе трехдневный уик-энд.

Мне понравился этот фрагмент, потому что в паре строк мы понимаем их отношения, где каждый работает в разные смены и пытается найти время, чтобы провести его вместе. Это близко многим людям, которые смотрят фильм.

Анна говорит, что завтра она катается на коньках с Вивиан, чья мама разведена и, возможно, алкоголичка. Они вроде как взяли Вивиан под своё крыло. Сплетни о соседях раскрывают информацию об их отношениях.

Когда Анна идёт принимать душ, Луис решает присоединиться к ней. Так что в этом браке всё ещё много страстей. Давать нам информацию посредством действий всегда лучше, чем словесное изложение, и история отлично справляется с этим.

Пока они в душе, по телевизору показывают выпуск новостей о...

Выйдя из душа, они выключают телевизор и занимаются любовью...

Итак, сколько времени мы потратили на создание обычного мира, нашей главной героини Анны и её жизни? 4 минуты и 44 секунды, около четырех с половиной страниц в сценарии.

Мало того, что в этот хронометраж упакована куча информации, но и мы получаем много насмешек над грядущими событиями. Вам нужно, чтобы в вашем сценарии учитывался каждый отдельный момент, и до сих пор у нас не было ни одной страницы, которая не заработала бы свою конечную стоимость на экране.

-5

ОСОБЫЙ МИР?

Будильник рядом с кроватью показывает 6:37 в тёмной спальне, когда дверь медленно со скрипом открывается. В этот момент стиль повествования изменился с солнечного, счастливого, пригородного на мрачный и зловещий... и стиль написания сценария также показывает это изменение.

Выбор слов ("скрипит" на самом деле используется в сценарии) - это наш способ повлиять на то, как режиссёр снимает фильм. Повествование на первых четырех с половиной страницах яркое и солнечное, она "игриво" хватает бутылку пива Луиса, чтобы сделать глоток. Больница "хорошо справляется".

Если на этих первых четырёх с половиной страницах есть положительное слово, которое можно использовать, оно используется. Но теперь у нас проявляется жуткий и зловещий мир...

Луис просыпается, видит силуэт Вивиан в дверном проеме, подталкивает Анну локтем: "Вивиан здесь". Но когда Вивиан выходит из тени, её лицо искажено. Оно кровавое. Из-за реплики о матери Вивиан мы понимаем, что Луис приходит к выводу, что это домашнее насилие, вскакивает с кровати и говорит Анне вызвать скорую помощь.

Это часть нашего устоявшегося обычного мира. Но когда Луис добирается до милой маленькой Вивиан... она кусает его за горло! Кровь хлещет повсюду.

Это на пятой с половиной минуте фильма. Не страница 25 и даже не страница 10. События происходят на этих первых десяти страницах.

Анна борется с Вивиан, оттаскивает её с Луиса и относит его на кровать. У него серьёзная рана на шее, течёт кровь... Вивиан вскакивает на ноги в коридоре. Как непобедимый маньяк. Это прекрасный момент, потому что у нас есть милый маленький ребёнок, который теперь превратился в злобного монстра. Анна и Вивиан обе бросаются к дверям спальни.

Великолепная сцена перетягивания каната у двери, когда Анна пытается закрыть её, а эта маленькая девочка ей противостоит. Почему этот ребёнок такой сильный? Эй, это же *экспозиция* - демонстрация силы зомби после того, как они превратились. Анна наконец закрывает и запирает дверь и возвращается к Луису на кровати.

Она хватает полотенце, прижимает его к ране и говорит не отпускать. Она медсестра. Она знает, что делает. Луис потерял много крови... и она напугана. Она хватает телефон, набирает 9-1-1 и получает сообщение, что все каналы заняты. Она вешает трубку и снова набирает номер, то же самое. Её муж умирает, а она не может дозвониться до скорой!

Вивиан продолжает колотить в дверь спальни, пытаясь войти.

Позади Анны Луис встаёт с кровати, как ни в чём не бывало. Чееееего?

Она поворачивается, чтобы посмотреть, всё ли с ним в порядке... и наступает напряжённый момент, когда они смотрят друг на друга, и она пытается переварить информацию... затем он нападает на неё. Шестая минута и 41 секунда в фильме, несколько строк на странице 7 в сценарии.

Она отбивается от него, хватает ключи от машины с тумбочки, бежит в ванную, захлопывает дверь и падает в ванной. Она вскакивает на ноги и пытается открыть окно в ванной - заперто.

В спальне Мёртвый Луис встаёт на ноги и медленно направляется к закрытой двери ванной... Напряжение нарастает по мере того, как он подходит все ближе, ближе и ближе. Она пытается открыть окно в ванной, в то время как он выламывает дверь. Ещё одна попытка - и она открывает окно, когда он справляется с дверью. Она вылезает из окна, а он хватает её за ногу... затягивает обратно. Она бьёт его по лицу и он отпускает, она падает на землю снаружи дома и бежит к своей машине.

-6

ПРИГОРОДНЫЙ АД

Сейчас мы прошли примерно треть страницы 8, и она сбежала от того, что происходит в её доме. Самое замечательное в этих страницах то, что они содержат всё, что аудитория должна знать для остальной части истории.

Что бы то ни было, это превращает детей в могущественных плотоядных монстров. Это превращает людей, которых вы любите, в монстров, и это происходит повсюду, а вы не можете дозвониться до 911... о, и это означает, что власти бессильны. Никакой помощи не будет - вы сами по себе.

Вступительные титры начинаются на десятиминутной отметке, так что давайте продолжим и посмотрим, что происходит в мире за пределами её дома?

Анна бежит к своей машине - и тихая пригородная улица, теперь заполнена бегущими и кричащими людьми. Она открывает дверцу своей машины, и мужчина в халате с пистолетом в руке зовёт её по имени. Её сосед. Она спрашивает, что происходит, и делает шаг к нему - и он говорит ей отойти. Момент странного напряжения...

Затем скорая помощь сбивает её соседку и просто продолжает ехать. Шок.

Мы находимся в фильме на 8 минуте и 26 секунде.

Анна смотрит на окрестности - люди бегут и кричат, дома в огне, полный хаос. В этот момент Мёртвый Луис выбегает из дома. Анна подбегает к дверце своей машины, забирается внутрь, запирает все двери. Луис пытается ворваться внутрь. Он запрыгивает на капот машины и начинает колотить по переднему стеклу, разбивая его вдребезги, пока Анна пытается завести машину. Она заводит машину, умчалась, сбросив Луиса с капота... но он встаёт как ни в чём не бывало и гонится за машиной! Бежит почти так же быстро, как она едет! Это также отличная визуальная экспозиция - это не медленные зомби.

Когда Анна проезжает мимо бегущего и кричащего соседа, Луис перестаёт преследовать машину Анны и идёт к соседу "за завтраком".

Сейчас в фильме 8 минута и 56 секунда...

В автомобильном радиоприемнике, записанное сообщение о чрезвычайной ситуации, просто воспроизводится снова и снова. Весь штат Висконсин находится в принудительном карантине. Не открывайте свою дверь никому, даже если вы их знаете...

Женщина в ночной рубашке хватается за ручку пассажирской двери и умоляет Анну помочь ей. Это истории о персонажах, которые сталкиваются с нереально сложными выборами - и зрители “подыгрывают” - в этом кино мы сами принимаем решение.

Что бы вы сделали в этой ситуации? Отпереть дверь и впустить женщину внутрь? Женщина продолжает умолять. Подталкивая Анну к принятию решения.

Она уезжает, оставляя женщину позади.

Мы получаем отличный кадр сверху, на котором машина Анны мчится прочь от этого безумия по длинному шоссе... машины горят, люди кричат, радиоэфир предупреждает людей, чтобы они закрыли все свои двери и окна... впереди неё автомобиль на большой скорости врезается в заправочную станцию, и раздаётся мощный взрыв - этот кадр напомнил мне "Птиц" Хичкока и разрушение Бодега-Бей.

-7

И когда машина Анны съезжает с дороги и врезается в дерево, мы достигаем десятиминутной отметки и переходим к титрам. На самом деле это четверть девятой страницы в сценарии.

Вы видите, как быстро начинается история? Как мы быстро и эффективно переходим из обычного мира в эту версию ада на земле? Как ни одно мгновение не пропадает даром - всё используется для того, чтобы рассказать историю самым захватывающим и интересным способом.

Несмотря на то, что это история ужасов, независимо от жанра, вам не нужно тратить время на то, что не продвигает историю вперёд - даже сцены раскрывающие персонажей продвигают историю вперёд.

Если у вас есть элемент персонажа и элемент истории, найдите способ объединить их в сцене, которая выполняет обе задачи. Конфликт раскрывает, поэтому мы узнаём больше о вашем персонаже, если ему придётся принять сложное решение, чем если бы он просто рассказывал о себе.

Сделайте так, чтобы каждая страница стоила больше миллиона долларов. Вовлеките нас в историю и конфликт как можно быстрее!

На протяжении следующих 99 страниц этого 109-страничного сценария медсестре Анне придётся выживать в этом "особом" мире. И читателю не остаётся иного выбора как читать дальше, чтобы узнать её судьбу.

by William C. Martell

Автор перевода: Сергей Литвинов.

Переведено в образовательных целях.

Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.

Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.