Найти тему
RYBAKOV PLAYSCHOOL

Как взрослому уберечь ребенка от синдрома выученной беспомощности?

Оглавление

В предыдущих статьях мы рассуждали о том, как помочь ребёнку развить навыки, которые помогут ему в будущем достичь успеха. Сейчас настало время порассуждать о роли взрослого в этом процесса

Расшифровка вот этого видео 👆

Давайте же определим роль взрослого во всём процессе развития ребёнка-дошкольника.

Каким должен быть взрослый?

Как он должен влиять на образовательный процесс?

Все мы с вами привыкли к некоторой солирующей роли взрослого. Взрослый это тот, кто уже знает, что нужно ребёнку. Взрослый — тот, кто знает, отчего ребенку будет хорошо. И вот от этой роли педагогу очень важно переходить к немного другой позиции. К позиции, когда взрослый перераспределяет внимание детей друг на друга и разрешает им прочувствовать себя в этой деятельности.

Не всегда дети будут радостными, и это тоже неплохо.

✅ Роль взрослого здесь — объяснить ту эмоцию, которую испытывает ребёнок.

✅ Роль взрослого — договориться с детьми о правилах.

Это не значит, что взрослый тут вообще ничего не решает. Ребёнок должен понять, что он тоже многое может решать.

Почему дети вырастают беспомощными?

Не потому ли, что слишком сильно в определённом возрасте мы берём на себя заботу о них? Они просто не привыкают к тому, что они тоже могут что-то хотеть, могут что-то решать.

И когда мы спрашиваем их:
— А кем же ты хочешь быть?
Дети удивлённо разводят руками и говорят:
— Да я не знаю. Мне всё равно.
-2

Такой ребенок не привык хотеть. В образовании это называется синдром выученной беспомощности. И это встречается достаточно часто. Чтобы дети не были такими, чтобы они умели играть и аргументировать свое мнение, роль взрослого на этапе дошкольного детства наиболее важна.

Взрослый — медиатор между детьми и окружающим миром

Важно научить ребёнка позиции, в которой он будет чувствовать себя сильным, выбирать, аргументировать, нести ответственность за собственный выбор. Когда он будет учиться договариваться (а не использовать силу) со своим товарищем.

Когда этот процесс только начинается и детям 4-5 лет со стороны это выглядит немного хаотично. Кажется, что взрослый ничего не может им дать и ни на что не может повлиять. Но если к этому процессу присматриваться — видно, как взрослый налаживает (или может наладить) отношения детей друг с другом, с окружающим миром, как много он им даёт.

-3

Поэтому роль взрослого — это то, что будет определять качество образования, в том числе дошкольного образования.

Материал RYBAKOV PLAYSCHOOL

_______________________

Рассказала Вероника Кузьмина, тренер программы ПРОДЕТЕЙ, методолог детских садов RYBAKOV PLAYSCHOOL

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи на тему детского развития!