Смотрела документалку о самом культовом клубе 20 Века «Студия 54». Его придумали два друга — Стив Рубел и Ян Шрагер.
«Наверное, мы были как муж и жена», — говорит Шрагер. Не в сексуальном смысле, а в том, что они были самые близкие люди, родные души, все делали вместе, и сколько бы у них ни было любовниц и любовников (у Стива), жен, подруг — настоящая любовь была между ними двоими.
У моего отца, поэта Игоря Холина, был такой друг — поэт Генрих Сапгир. Они дружили лет 50, кажется. Генрих умер через 3 месяца после смерти отца. Были жены, дети, увлечения, ссоры, ревность (но никогда — к успехам) — но это все было на втором месте, на первом — их отношения.
Такая дружба — огромная редкость, как и романтически-сексуальная любовь «до гроба». Но если бы мне предложили выбор: что ты хочешь «пока смерть не разлучит» — такую дружбу или великую любовь, то я бы выбрала дружбу.
В любви слишком много гормонов, и можно утратить сексуальный интерес, и много бытовухи, и уж слишком много такой близости, от которой тесно и душно. Друзья связаны меньшим количеством стереотипов, предрассудков, иногда бессмысленных обязательств.
Дружба — она более свободная, искренняя, интимная. Человеку, с которым ты спишь, не всегда можно обнажить все свои мысли и чувства.
А ведь это, на самом деле, самое важное и личное.