Пошаговый практический комментарий к статье 23.1 Закона о защите прав потребителей
Как определить срок передачи товара при предоплате?
Какую ответственность несет продавец, не передавший товар вовремя?
В предыдущих статьях из цикла настоящих комментариев мы разобрали, какие требования может предъявить потребитель, если товар оказался некачественным, в какие сроки продавец (изготовитель, импортер) должен их удовлетворить и какая ответственность предусмотрена за нарушение прав потребителей
В этот раз поговорим о ст. 23.1 Закона о защите прав потребителей (сокращенно ЗоЗПП). По этой статье требования можно предъявить только продавцу и только в случае, если товар оплачен до его фактического получения (предоплата).
В договоре должен быть указан срок передачи товара потребителю
Сложно сказать, как именно представлял себе это законодатель, если любой продавец работает только по публичному договору, не меняя его под конкретного потребителя.
Но бизнес (особенно Интернет-продавцы) научились это делать. И сейчас каждый потребитель не то, что знает дату доставки, но может ее сам выбирать.
Однако, доставка - процесс непростой, и частенько "барахлит". Если срок нарушен, то можно выбрать одно из двух требований:
1) установить продавцу новый срок передачи товара
2) потребовать вернуть предоплату
Дополнительно потребитель вправе требовать возмещения убытков (о том, как это сделать, поговорим отдельно)
Кроме того, продавец обязан уплатить неустойку в размере 0,5% в день от суммы предоплаты со дня, когда товар должен был быть передан до дня, когда товар реально был передан или когда продавец вернул предоплату
Данная неустойка меньше неустойки за просрочку ремонта, обмена или возврата некачественного товара (1%, как мы разбирали в предыдущей статье из цикла настоящих комментариев). Кроме того, в данном случае неустойка рассчитывается от суммы предоплаты, а не от цены товара. То есть, не получится увеличить неустойку, когда успел заказать товар в распродажу, а доставка уже после. Напомню, в случае неустойки по ст. 23 ЗоЗПП это возможно.
Но еще важнее, что неустойка по ст. 23.1, в отличие от неустойки по ст. 23, ограничена суммой предоплаты.
Формулировка ч. 3 ст. 23.1 ("продавец уплачивает") значит, что неустойка должна быть выплачена независимо от того, требует её потребитель или нет. На практике, конечно, просто так никто не заплатит. Нужно писать претензию. Но и снизить неустойку в суде предпринимателю сложнее, потому что она не такая высокая, как по ст. 23, и не может привести к необоснованной выгоде потребителя. Поэтому высока вероятность, что продавец удовлетворит претензию добровольно.
Если вы назначили продавцу новый срок доставки товара, неустойка будет начислена не с новой даты доставки, а с установленной изначально.
На возврат предоплаты у продавца есть 10 дней
Это ровно столько же, сколько устанавливает ст. 22 ЗоЗПП для удовлетворения требований о возврате, возмещении расходов на ремонт и т.п. денежных требований.
Однако, включение законодателем такого условия в ст. 23.1 вызывает вопросы. Это условие из разряда "чтобы было". Если неустойка начинает исчислять со дня, когда покупатель должен был получить товар и продолжает начисляться до дня, когда возвращена предоплата, то к чему этот 10-дневный срок? В течение этих 10 дней есть неустойка, по их истечении - та же самая неустойка. Специальной ответственности за пропуск этого срока нет. В общем, получилась бессмысленная и не работающая норма.
Потребитель - "уклонист" ничего не получит
Согласно ч. 5 ст. 23.1 ЗоЗПП, не подлежит удовлетворению требование потребителя, если нарушение сроков передачи товара произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.
Это тоже норма, буквально цитирующая ст. 401 Гражданского Кодекса РФ - общее основание освобождения от ответственности за нарушение обязательства. Но в данном случае оправдано. Мировые судьи, рассматривающие потребительские споры, о Гражданском кодексе могут и не вспомнить. Поэтому продублировать непосредственно в ЗоЗПП не лишнее.
Тем более, таких случаев действительно хватает. Матерых мошенников неустойка по ст. 23.1 не интересует. Она слишком мала и имеет потолок, в отличие от "хлебной" ст. 23. Но вот судебные разбирательства с различного рода потребителями с "обостренным чувством справедливости" бывают весьма напряженными. Некоторые отказываются принимать курьера, потому что у него нет доверенности, другие отказываются пускать грузовик на территорию дачного участка, кто-то вообще уходит по делам в день доставки и просит принять товар соседа по гаражу. А потом обижается, что не получил товар и требует наказать продавца.
Подобные действия потребителя могут привести к отказу в повторной доставке.
Но с правом продавца отказать в возврате предоплаты законодатель "перестарался". Получение предоплаты за непереданный товар - это неосновательное обогащение, пусть даже потребитель сам виноват, что не получил. Неосновательное обогащение должно быть возвращено в любом случае.
Обычно предприниматели не пытаются извлечь выгоду из законодательной неточности и предоплату не удерживают.
Но бывают и более курьёзные случаи. Когда потребителю возвращают деньги, но он настойчиво требует товар.
Например, из-за технической ошибки человеку удалось заказать в Интернет-магазине товар со скидкой в 90%. Или выясняется, что товар заказан с доставкой в отдаленный поселок, куда и дорог-то нет.
В таком случае, продавец, как только разберется в ситуации, сразу же вернет предоплату. Но иногда настойчивые потребители доходят до суда. Мол, взялся за гуж - не говори, что не дюж.
Это мнение имеет право на существование. Ведь право выбора одного из возможных принадлежит потребителю и только ему. Однако, возврат в "исходное положение" - когда заказ отменен продавцом, а деньги возвращены, обычно соответствует правилам продажи, установленным продавцом. То есть, публичному договору. Закон не запрещает продавцу устанавливать такое условие. Судебная практика по таким случаям неоднозначная.
Подводя итог, определим, что делать, если вы предварительно оплатили товар, но вовремя его не получили:
- Выберите, хотите ли вы получить товар в другое время или вернуть вам деньги;
- Направьте продавцу письменную претензию с выбранным вами требованием. Укажите, что также требуете предусмотренную Законом неустойку в размере 0,5% в день от суммы предоплаты;
- Не препятствуйте курьеру вручить вам товар. Если не сможете принять товар в согласованный с продавцом и курьером срок, найдите человека, готового его принять (родственник, сосед, коллега). Передайте этому доверенному человеку номер заказа, а еще лучше - бланк заказа или электронное письмо - подтверждение, чтобы у него была вся информация и полномочия на приёмку товара не вызвали подозрений у курьера;
В следующем комментарии к ст. 24 ЗоЗПП поговорим об ответственности продавца за нарушение срока передачи предварительно оплаченного товара
Если вам интересна тема защиты прав потребителей и вы хотите разобраться в ней, поставьте "лайк" и подпишитесь на канал! Так вы не пропустите очередные статьи этого цикла, вам не придется читать несколько комментариев "залпом" и вы усвоете материал проще и лучше