Найти тему
Ретро Авто

К нам приехал великан: жизнь американских автомобилей в СССР

Оглавление

Кто, как и по какому праву использовал в Советском Союзе заокеанские дорожные крейсеры?

Даже в Москве, где к иномаркам в советские времена, в общем, привыкли, вокруг американских автомобилей практически всегда собирались не только подростки, но и вполне взрослые мужики.

Огромные машины причудливого дизайна притягивали магнитом. Зеваки пытались на разные лады прочитать вслух заковыристые названия, нанесенные хромом на кузовах. Приникали к окнам, чтобы разглядеть интерьеры, казавшиеся чуть ли не сказочными чертогами. Пусть и не очень новые модели (мы-то этого не знали!) считались гостями из будущего.

-2

Однако особое внимание привлекали заокеанские машины советских граждан. Это определяли по государственным регистрационным номерам. Кем же были те загадочные и тоже почти фантастические люди?

Packard для диктатуры пролетариата

Тяга к американским автомобилям возникла в нашей стране очень давно и была связана с пристрастиями важных чиновников СССР. Еще с начала 1930-х годов главными начальственными марками стали Packard и Lincoln – большие, комфортабельные, мощные, прочные и долговечные.

-3

К примеру, на «Паккардах» с 8-ми и 12-цилиндровыми моторами ездили высшие руководители государства во главе со Сталиным. Но – не только. Знатные граждане уже тогда владели заокеанскими машинами. Правда, таковых было, вероятно, всего несколько десятков на весь огромный СССР.

Закрытый Packard привез из США прославленный летчик Валерий Чкалов. Сейчас этот автомобиль представлен в музее на родине авиатора в Чкаловске (бывшая Василева Слобода). Другой известный пилот Михаил Громов притащил из зарубежья экзотический переднеприводный Cord 812. Рассказывали, что коллеги даже иронизировали над знаменитостью, которая обзавелась столь чудной машиной. К слову, дальнейшая судьба «Корда» неизвестна.

-4

Американские автомобили шли в Союз постоянно: пусть и не мощным, но вполне заметным потоком и до, и во время войны. На них ездили чиновники, в том числе и не самого высокого ранга, военачальники. Иногда машины из США доставались и «звездам» от искусства: писателям, актерам, режиссерам. Очевидцы описывали Cadillac поэта Константина Симонова, есть фото режиссера «Александра Невского» и «Ивана Грозного» Сергея Эйзенштейна возле двухдверного «Линкольна».

А вообще, о заметном количестве заокеанских автомобилей на улицах столицы легко судить даже по фотохронике и кинокадрам тех лет.

Фрак народу!

После войны служебные американские машины (даже огромные, грозные «Паккарды») постепенно переходили к частникам. Как правило, к тем, кто по роду деятельности был приближен к начальству. И по вполне демократичной цене. А затем необычные автомобили нередко снова меняли владельцев, так наиболее интересные экземпляры в итоге и попадали к истинным ценителям.

-5

Два «Паккарда» были у известного в Москве коллекционера Юрия Алехина – открытый начала 1930-х и предвоенный лимузин. Правда, ходили слухи, что последний юридически принадлежал «Мосфильму». Тем не менее в советские времена владелец регулярно выезжал в свет то на одной, то на другой машине. Причем с одним и тем же госномером.

В 1950-1960-е годы, когда в госструктурах американских машин уже не осталось, среди их владельцев значились самые разные люди. Как известные широко, так и лишь в узких кругах.

-6

В начале Ленинского проспекта в Москве, возле так называемого «Дома академиков», порой видели Plymouth знаменитого физика и как раз академика Дмитрия Скобельцына. Пользовался ученый машиной, понятное дело, мало, чаще передвигался на служебной «Волге».

Двухдверный Buick-120-44C 1929 года выпуска сохранился в прекрасном состоянии до наших дней. В Союз машину привез видный работник ГАЗа Михаил Иванов, который был в США в длительной командировке. Но на автомобиле он почти не ездил. Через много лет Buick по случаю выкупил известный московский адвокат и почитатель олдтаймеров Михаил Стацевич.

-7

Любители хорошо знали черный двухдверный Cadillac V8 1937 года. История этого экземпляра особенно интересная. Владелец – Глеб Плаксин, родившийся в 1925-м во Франции – был талантливым пианистом, которому прочили блестящую карьеру. Во время Второй мировой Плаксин сражался в Сопротивлении, потом ушел добивать фашизм вместе с американской армией. В 1947-м купил в Париже десятилетний, но почти без пробега Cadillac. Эту машину он и привез с собой, решив после Победы перебраться в СССР.

-8

Однако интеллигентный, образованный человек, знавший чуть ли не пять языков, оставался в наших условиях все-таки каким-то несоветским. Да и с несоветской машиной расставаться не желал. Поэтому выступал с концертами только в провинциальных залах, работал на иновещании, немного снимался в кино. А на «Кадиллаке» ездил вплоть до начала 2000-х! Кстати, этот автомобиль засветился в эпизодах многих фильмов.

Мечта поэтов

Зарубежные дипломаты, журналисты, коммерсанты, покидая Союз, часто продавали свои автомобили через УПДК (Управление делами дипломатического корпуса). Некоторые машины попадали на так называемую «обезличку» (то есть владелец сдал машину на комиссию и сам продажей не занимался) в магазине в Южном порту. Но лучшие экземпляры расходились, конечно, по «своим».

-9

А ценителями американских дорожных крейсеров были многие представители советской богемы, художественной элиты. Скажем, композитор Арно Бабджанян ездил на огромном Imperial Le Baron, а писатель Федор Шахмагонов, сменивший несколько машин, одно время передвигался даже на длиннющем Cadillac Fleetwood 75, который прежде возил посла Японии в СССР.

Знаменитый танцовщик балета Марис Лиепа владел необычным AMC Gremlin, а потом приобрел и модель Pacer той же почти забытой ныне американской корпорации. Балетмейстер Шамиль Ягудин предпочитал Ford Mustang, а знаменитый каскадер Александр Микулин, работавший на многих картинах, – Chevrolet Corvette. Известный журналист-международник Мэлор Стуруа ездил на известном в Москве спорткаре Dodge Charger красного цвета.

-10

В общем, по списку владельцев американских машин впору создавать справочник «Кто есть кто в искусстве СССР».

Как жить?

В 1970-е годы людей (и не только известных), способных уплатить за хороший заокеанский экземпляр баснословные 25-30 тысяч рублей (три новых «Волги») в Союзе становилось все больше. Однако ведь с экзотической техникой надо было и как-то жить, то есть временами обслуживать и ремонтировать.

-11

Удачей считалось достать что-то с битых автомобилей. Но советские умельцы придавали даже изуродованным, казалось бы, безвозвратно машинам вполне нарядный вид. А известный коллекционер Ярослав Зузик однажды умудрился сварить из двух битых Chevrolet один! Так и ездил на двухдверной машине с передком 1959 года и задком 1955-го.

Кому-то удавалось достать детали за рубежом. Например, тому же Глебу Плаксину через друзей по французскому Сопротивлению. А с переборкой двигателя пианисту помогли на ЗИЛе. Как, кстати, и академику Скобельцыну, тоже долго не хотевшему расставаться со старой американской машиной. Хотя бамперы на «Кадиллаке» Плаксина, к слову, стояли от ЗИС-110, а карбюратор – от «Волги».

-12

Некоторые, особенно очень старые экземпляры, получали, в конце концов, отечественные моторы: от легковой «Волги», грузовиков ГАЗ-51 или 52, иногда даже газовский V8. Но не только, кстати, модели 1940-1950-х годов. Лично видел в начале 1980-х в Южном порту примерно десятилетний универсал Plymouth с «шестеркой» ГАЗ-52. Ведь иногда двигатели по неосторожности или из-за посредственного обслуживания просто «сжигали». Кстати, на дожившем до наших дней Chevrolet Corvette Микулина тоже давно стоит «восьмерка» от «Чайки».

-13

Но даже такие экземпляры сегодня ценят. Не говоря уже о машинах, чудом сохранившихся в близком к оригинальному состоянии. Конечно, в последние десятилетия к нам навезли множество американской экзотики. Однако заокеанская техника родом из СССР вызывает все больший интерес. Ведь это уже не просто автомобильная, а куда более обширная и к тому же наша история.

Материал подготовлен от автора: Сергея Канунникова и предоставлен совместно с нашим постоянным партнером - http://casino-doma.com/online-kazino-na-realnye-dengi.