Найти тему
Такое поведение

Аутизм. Пример установки правила. Личный опыт

Оглавление

Наша жизнь во многом регламентируется правилами. Расскажу про один из случаев установки правила с сыном. И ещё немного про детскую истерику - бонусом 😄

Летом мы с сыном ходили на занятие в центр к моему любимому Педагогу 💗 с целью обобщить навыки, которые я отрабатывала с ним до этого по протоколу Хенли.

Представляю вашему вниманию пьесу в шести действиях с эпилогом.

Действие первое

Спортивный зал, в котором есть несколько совсем небольших переносных спортивных снарядов.

🧍‍♂️

Периодически я даю сыну инструкции повторить за мной упражнения (небольшой комплекс упражнений из области нейрокоррекции), а периодически предоставляю ему отдых и свободу действий.

В период своего свободного времени сын вправе делать, что хочет и мы с педагогом полностью ориентируемся на него.

🤸‍♂️

Но вот незадача, иногда во время отдыха сын увлекается переносными спортивными снарядами и пытается затащить их туда, где они не могут устоять, в результате чего снаряд заваливается и падает.

Некритично, но небезопасно, поэтому выношу этот вопрос на обсуждение со своим Супервизором.

Принимаем решение регламентировать манипуляции с тренажёрами правилом:

Тренажёры должны стоять на своём месте. Двигать тренажёры могут только взрослые. Если хочешь подвинуть снаряд - попроси.

Устанавливаем правило
Устанавливаем правило

Действие второе

Пишу о нашем плане Педагогу 💗:

Будем учиться устанавливать границы дозволенного )) Пока правила такие:

Тренажёры должны стоять на своём месте. Двигать тренажёры могут только взрослые. Если хочешь подвинуть снаряд - попроси.

Если будет двигать сам, а он будет )), мягко останавливаем, напоминаем о правиле, что двигать могут только взрослые или "Снаряд должен стоять здесь".

❗ Важно! Стараться не использовать при этом в речи слова-триггеры "Нельзя", "Нет" и т.п.

Если наш парень будет нервничать, а он будет )), можно утешить его словами "Я тебя понимаю, но такое правило".

Попробуем. Посмотрим как пойдёт.

Действие третье

Уже в зале перед самым началом занятия обговариваю с сыном правило.

Тренажёры должны стоять на своём месте. Двигать тренажёры могут только взрослые. Если хочешь подвинуть снаряд - попроси.

Я. Договорились?

Сын. Договорились.

🤝

Действие четвёртое

Приступаем к тренингу. Во время перемены в какой-то момент сын пробует начать тащить велотренажёр.

Я. (мягко кладу свою руку на руку сына). Тренажёр может двигать только взрослый. Хочешь передвинуть его - попроси об этом меня.

Сын. Поставь его сюда. (Указывает на нужное место).

Я. Хорошо. (Переношу велотренажёр на указанное место).

Сын садится на него и начинает крутить педали. Но вскоре попытка возобновить таскание тренажёра возобновляется.

Я. (кладу свою руку на велотренажёр). Двигать может только взрослый.

Сын (нервно). Я хочу сам.

Я. Нельзя. (Тьфу-ты! Плююсь про себя, потому что использовала нежелательное слово). Только мама.

😣

Сын убегает в слезах на скамейку.

Действие пятое

Сын ревёт на скамейке. Я тихо и спокойно стою на прежнем месте. Педагог💗 достаёт фетровую мозаику и начинает складывать разнообразные картины. Молча присоединяюсь к её творческой деятельности.

Сознательно не демонстрируем сыну своё внимание и не приглашаем его к нам присоединиться.

🧐

Достаточно скоро сын успокаиваться и с интересом подходит к нам сам.

В процессе совместного с нами творчества успокаивается окончательно.

Действие шестое

Те же герои на следующий день. Перед началом занятия вновь проговорили правило:

Тренажёры должны стоять на своём месте. Двигать тренажёры могут только взрослые. Если хочешь подвинуть снаряд - попроси.

Сын. Угу.

Занимаемся. Во время перемены пресекаю попытку сына потащить тренажёр самому, но он очень быстро спохватывается и просит меня перенести велотренажёр в желаемое место.

Сделано.

Далее сын пытается вновь взять инициативу манипуляций с тренажёром в свои руки.

Мягко пресекаю и напоминаю о правиле.

Сын начинает нервничать.

Я. Сынок, я понимаю, что тебе очень хочется самому, но такое правило: двигать может только взрослый.

Сын просит меня перенести тренажёр обратно на своё место.

Я. Конечно! Ты молодец!

Мы спокойно продолжаем занятие.

😊

Занавес.

Эпилог

Предвидя вопросы читателей поясню, сын прекрасно знает слова "Нет" и "Нельзя", и в состоянии вполне адекватно на них реагировать.

Разница в контексте употребления этих слов.

Порой они могут вызывать болезненную реакцию и это нормально - для всех детей.

Поэтому умные люди это учли и составили вот такую шпаргалку.

Останавливаем проблемное поведение. Шпаргалка
Останавливаем проблемное поведение. Шпаргалка

Этот алгоритм действий был выложен в англоязычной группе PFA/SBT, я лишь перевела и оформила его для вас.

--------

Огромная благодарность моему любимому Супервизору за те знания и опыт, которые она мне передаёт, и Педагогу 💗 за чуткость, мудрость и креатив.

#ава-терапия #воспитаниедетей #аутизм #коррекцияповедения #прикладнойанализповедения #коррекционнаяпедагогика

Ссылки на полезные статьи по теме, которые я подобрала для вас вручную