С каждом годом слово «коучинг» встречается все чаще, и многие имеют к нему достаточно скептическое отношение. Это понятно, потому что далеко не все люди, называющие себя коучами, являются сертифицированными специалистами с профильным образованием. Негативную репутацию коучингу также создают и известные личности. Например, Ксения Анатольевна Собчак составила список слов-маркёров, по которым безошибочно можно понять, что с человеком надо сворачивать разговор, пока он не продал вам "магический коучинг" или шапочку из фольги. Именно поэтому мне захотелось начать свой блог про коучинг именно с определения, чтобы дальше мы могли говорить на одном языке.
Будучи лингвистом и переводчиком по образованию, начну с этимологии слова «коуч». Изначально слово «coach» происходит от венгерского слова «kocsi», первое документальное упоминание которого было зафиксировано в 1469 году. Так называли повозку, которую производили в венгерской деревне Kocs. Кстати, слово «кучер» также является родственным. Затем около 1830 года в Оксфордском словаре появилось слово «coach», обозначавшее на сленге человека, который помогал студенту готовиться к экзамену. А уже в 1861 году слово «коучинг» стало использоваться в спорте для обозначения тренера или дословно «человека, который перемещает людей со своего места туда, где они хотели бы быть», например, на первое место в гонке. На дальнейшее развитие и становление коучинга повлияли многие дисциплины: психология (спортивная, клиническая, когнитивная, социальная, теория конфликтов и т.д.), нейрофизиология, нейролингвистика, педагогика, теория лидерства и другие.
Международная федерация коучинга (ICF), одна из крупнейших мировых организаций профессиональных коучей, по стандартам которой я работаю, считает, что коучинг — это партнерство с клиентами, стимулирующее мыслительные и творческие процессы, вдохновляющие клиентов на максимальное раскрытие личного и профессионального потенциала. Коучинг предполагает, что все решения, ответы и возможности уже есть в нас, и нужны лишь специальные инструменты (то чего не хватает — взгляд на ситуацию под другим углом, знания, данные, уверенность в себе и т.п.), для того, чтобы эти решения были найдены, осознаны и реализованы.
Если попытаться объяснить простыми словами, то коучинг — это эффективная технология решения любых вопросов и достижения результатов, где коуч очень внимательно слушает и задает вопросы, а клиент на них честно отвечает. Поэтому для того, чтобы быть действительно хорошим коучем, важно уметь слышать и слушать человека, а также замечать изменения в его состоянии, мимике, тембре, темпе речи, а не быть «успешным успехом». Коуч, работающий по международным стандартам, не дает советов и не будет рассказывать с позиции сверху, что и как нужно делать. Коуч может поделиться своим наблюдением или опытом, но решение и ответственность за него всегда остается за клиентом.
В связи с этим очень хочется поделиться цитатой из книги Уилла Смита «Will. Чему может научить нас простой парень…», которую я сейчас читаю: «Любой совет со стороны — это, в лучшем случае, ограниченное представление одного советчика о безграничных возможностях, которые есть у тебя. Люди дают советы с точки зрения своих страхов, переживаний, предрассудков. В конечном счете, они дают этот совет себе, а не тебе... Но все, что происходит с тобой, происходит впервые. Только ты можешь судить обо всех своих возможностях, поскольку ты знаешь себя лучше всех остальных». Она совсем не про коучинг, но про то, что только мы сами можем посмотреть вглубь себя, а коучинг может стать отличным инструментом для этого.