Урок: чтение
Тема: звук и буква Кк. Слоги и слова со звуком и буквой Кк
Цель: знакомство со звуком [к], с буквенным обозначением звука – буквами К, к
Задачи:
- уточнение артикуляции звука [к]; закрепление образа буквы; формирование навыка определения позиции звука в слове; умения находить букву К в ряде букв; навыка плавного чтения прямых и обратных слогов; умений участвовать в учебной беседе, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы;
- развитие фонематического слуха на материале слогов со звуком [к]; зрительного и слухового внимания и восприятия; наглядно-образной памяти; мелкой моторики; устной речи; обогащении словаря.
- воспитание интереса к урокам чтения, эмоциональной отзывчивости, культуры поведения на уроке, дисциплинированности.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк
Дети сели на урок
Сядьте правильно.
Руки? ….на месте
Ноги? ….вместе
Локти? ….у края
Спина? …прямая
Между грудью и партой будет проходить кулак.
II. Сообщение темы урока.
- Ребята, к какому уроку приготовились?
- Чем занимаемся на уроке чтения?
- И сегодня на уроке чтения мы познакомимся с новой буквой, будем учиться читать слоги с новой буквой. А какая это буква вы узнаете чуть позже.
Проверка готовности к уроку.
- Проверьте, у всех ли на партах есть буквари, конверты с буквами.
- Ребята, к нам пришёл гость. Кто это? (кот)
- Кот принёс корзину. А что же в ней лежит? (счётные палочки)
- Кот нёс свою букву, хотел ее показать вам, но в пути она сломались. И он забыл, как она выглядит. Поможем ему починить букву?
III. Речевая разминка
- Но прежде чем начать чинить букву кота, давайте настроимся на работу.
Улыбнуться друг другу и мне.
- А рот и язык должны говорить на уроке?
- Мы им поможем настроиться и сделаем артикуляционную гимнастику.
Возьмите зеркала и поставьте их перед собой. Слушаем внимательно и повторяем движения.
Артикуляционная гимнастика
Выполнение по показу учителя (каждое упражнение по 5-6 раз)
«Кот улыбается» (улыбнуться, не обнажая зубы)
«Кот лакает молоко» (язык вперед – обратно)
«Кот облизывается» (облизывание верхней и нижней губы попеременно. Круговое облизывание губ)
«Кот чистит зубы» («почистить» кончиком языка верхние зубы с внутренней стороны (слева-направо). Нижняя челюсть неподвижна.)
Упражнение на дыхание:
«Кот поет песню гласных»- а у о ы
- Вот первая песня: «А-А-А!»
- Наберите больше воздуха – вдохните воздух. Песня должна получиться длинная.
- Вот вторая песенка: «У-У-У!»
- Теперь «О-О-О!»
- Теперь «Ы-Ы-Ы!»
- А сейчас их споем: одну тихо – другую громко: а-а-а – у-у-у – о-о-о – ы-ы-ы
- Какие звуки мы пропели вместе с котом?
- В какой дом поселим буквы, обозначающие эти звуки? (красный)
- Какие буквы у нас остались?
- Мы можем их пропеть?
- В какой дом поселим их? (в синий)
IV. Основной этап
Выделение звука [к].
- К работе теперь приготовились. Ребята, кот увидел, как вы хорошо работаете. Вы готовы помочь коту?
- Произнесите слово КОТ хором.
- Произнесем КОТ поочередно. (дети по очереди произносят слово)
- Назовите первый звук в слове КОТ.
- Догадались, о каком звуке мы будем сегодня говорить?
- Произнесем его вместе отрывисто хором: К-К-К
Характеристика звука [к] по артикуляционным признакам.
- Возьмите зеркала, произнесите поочередно звук [к].
- Произнесите звук [к], воздушная струя проходит свободно или встречает препятствие? (встречает препятствие).
- Что мешает прохождению струи воздуха? (язык)
- Что происходит с губами? (губы размыкаются).
- Расскажите, какой это звук: гласный, или согласный?
- Почему вы так решили? (Согласный, потому, что во рту есть преграда воздуху и звук не поется).
Физкультминутка
Кошка утречком проснулась, (встать)
Вверх изящно потянулась, (руки вверх)
Вниз красиво наклонилась, (наклоны)
Вправо-влево покрутилась, (повороты влево-вправо)
И тихонько удалилась! (сесть на место)
Знакомство с буквой К
- Звук [к] мы слышим и произносим, а вот пишем и читаем букву К.
(демонстрация буквы к) Рассмотрите её.
- Почему у меня 2 буквы К?
- Посмотрите на большую (заглавную) букву К. С неё можно начать предложение, назвать город, страну. С большой буквы пишут имена людей и клички животных.
- Это маленькая (строчная) буква к (показ из буквы к).
- Найдите среди своих букв букву К. Указательным пальцем обведите букву.
- Из каких элементов она состоит? (из палочек)
- Сколько палочек в букве К? (три)
- Какой длины палочки: одинаковой или разной? (Разной, одна длинная, две короткие)
- Сложите букву К из палочек, которые лежат у вас на столах.
(каждый ребёнок составляет букву из палочек).
- В доме какого цвета будет жить буква К? (в синем) Почему?
- Ребята, кто догадался, какая буква рассыпалась у кота? (буква к)
- Кто поможет собрать ее?
- Молодцы, Кот очень доволен, что вы ему помогли собрать его букву. Теперь он никогда не забудет ее.
- А чтобы и нам не забыть, как она выглядит, давайте поиграем.
Игра «Буква спряталась»
На парте у каждого ребёнка ряд букв: м к р с к а к ш к л к о
- Буква К затейница, она решила убежать от друзей и спрятался среди других букв. Давайте найдем букву К и подчеркнем ее.
- Но сначала сделаем гимнастику для пальцев.
Пальчиковая гимнастика.
На поляне дом стоит
Ну а к дому путь закрыт
Мы ворота открываем
В этот домик приглашаем
- Найдите у себя на листе букву К и подчеркни.
- Теперь неугомонная буква спрятался в слогах и словах давайте найдем ее в них.
Обведение по контуру, раскрашивание буквы К
- А сейчас обведем букву К и раскрасим.
- Карандаш какого цвета нам потребуется? (синего)
- Почему?
- Вспомним правила посадки при письме.
(обведение по контуру и самостоятельное раскрашивание)
Работа по учебнику. стр.94
- Откроем наши буквари по закладке.
- Посмотрите, что нарисовано в верхнем левом углу страницы? (куст)
- Посмотрите на схему слова куст. В каком месте находится звук [к]: в начале, в середине или в конце слова? (в начале)
- Посмотрим на следующую картинку. Что на ней изображено? (рак).
- Произнесем это слово хором, по одному.
- А кто такой рак? (животное)
- Как он выглядит? Что есть у рака? (клешни, которые служат ему орудием для нападения и защиты)
- Посмотрите на схему этого слова. В каком месте находится звук [к]: в начале, в середине или в конце слова? (в конце)
Составление и чтение слогов
Игра «Подружим буквы»
а
На доске:
а
о
о
к
у
к
у
ы
ы
- Давайте подружим букву К с другими буквами и научимся читать слоги.
- Ставим палец на букву К и ведем его к букве А. Читаем протяжно К-К-К пока палец не дошел до буквы А. (чтение хором классом)
- Какой слог прочитали?
- Прочитаем слог. Какой звук первый?
- В домик какого цвета ее поселим? Почему?
- Назовите второй звук.
- В домик какого цвета ее поселим?
- Прочитаем его по одному (чтение по очереди)
(и так каждый слог КА-КО-КУ-КЫ)
(Аналогично слоги АК-ОК-УК-ЫК)
Физкультминутка для глаз и на развитие общей моторики.
- Выполняйте упражнения для глаз по моей команде:
- Зажмурились - удивились - поморгали глазками - глаза вверх, вниз, влево, вправо - 2 раза;
- брови свести, развести;
- шею сильно вытянуть, затем опустить;
- плечи максимально свести и развести;
- руками обнять себя и пожелать себе успехов.
Работа со слогами
- Мы с вами составили слоги. Сейчас найдем одинаковые слоги и соединим их линиями.
Дети по очереди выходят к доске.
- Прочитай первый составленный нами слог из первого столбика.
- Найди слог КА во втором столбике. Соедини их линиями.
(поочередно каждого ребенка. Дети дублируют действия за партой на листах бумаги)
к
а
ак
к
о
кы
к
у
ук
к
ы
ко
а
к
ык
о
к
ка
у
к
ку
ы
к
ок
V. Заключительный этап.
Итог урока
- Какой был урок?
- С какой буквой познакомились?
- В доме какого цвета мы поселили эту букву? Почему?
- Какой звук он обозначает?
Похвала каждого ребенка