Найти тему

Конспект урока чтение. 1 класс. ФГОС. ОВЗ. Коррекционная школа. Тема: "Звук и буква Кк. Слоги и слова со звуком и буквой Кк"

Урок: чтение

Тема: звук и буква Кк. Слоги и слова со звуком и буквой Кк

Цель: знакомство со звуком [к], с буквенным обозначением звука – буквами К, к

Задачи:

- уточнение артикуляции звука [к]; закрепление образа буквы; формирование навыка определения позиции звука в слове; умения находить букву К в ряде букв; навыка плавного чтения прямых и обратных слогов; умений участвовать в учебной беседе, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы;

- развитие фонематического слуха на материале слогов со звуком [к]; зрительного и слухового внимания и восприятия; наглядно-образной памяти; мелкой моторики; устной речи; обогащении словаря.

- воспитание интереса к урокам чтения, эмоциональной отзывчивости, культуры поведения на уроке, дисциплинированности.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк

Дети сели на урок

Сядьте правильно.

Руки? ….на месте

Ноги? ….вместе

Локти? ….у края

Спина? …прямая

Между грудью и партой будет проходить кулак.

II. Сообщение темы урока.

- Ребята, к какому уроку приготовились?

- Чем занимаемся на уроке чтения?

- И сегодня на уроке чтения мы познакомимся с новой буквой, будем учиться читать слоги с новой буквой. А какая это буква вы узнаете чуть позже.

Проверка готовности к уроку.

- Проверьте, у всех ли на партах есть буквари, конверты с буквами.

- Ребята, к нам пришёл гость. Кто это? (кот)

- Кот принёс корзину. А что же в ней лежит? (счётные палочки)

- Кот нёс свою букву, хотел ее показать вам, но в пути она сломались. И он забыл, как она выглядит. Поможем ему починить букву?

III. Речевая разминка

- Но прежде чем начать чинить букву кота, давайте настроимся на работу.

Улыбнуться друг другу и мне.

- А рот и язык должны говорить на уроке?

- Мы им поможем настроиться и сделаем артикуляционную гимнастику.

Возьмите зеркала и поставьте их перед собой. Слушаем внимательно и повторяем движения.

Артикуляционная гимнастика

Выполнение по показу учителя (каждое упражнение по 5-6 раз)

«Кот улыбается» (улыбнуться, не обнажая зубы)

«Кот лакает молоко» (язык вперед – обратно)

«Кот облизывается» (облизывание верхней и нижней губы попеременно. Круговое облизывание губ)

«Кот чистит зубы» («почистить» кончиком языка верхние зубы с внутренней стороны (слева-направо). Нижняя челюсть неподвижна.)

Упражнение на дыхание:

«Кот поет песню гласных»- а у о ы

- Вот первая песня: «А-А-А!»

- Наберите больше воздуха – вдохните воздух. Песня должна получиться длинная.

- Вот вторая песенка: «У-У-У!»

- Теперь «О-О-О!»

- Теперь «Ы-Ы-Ы!»

- А сейчас их споем: одну тихо – другую громко: а-а-а – у-у-у – о-о-о – ы-ы-ы

- Какие звуки мы пропели вместе с котом?

- В какой дом поселим буквы, обозначающие эти звуки? (красный)

- Какие буквы у нас остались?

- Мы можем их пропеть?

- В какой дом поселим их? (в синий)

IV. Основной этап

Выделение звука [к].

- К работе теперь приготовились. Ребята, кот увидел, как вы хорошо работаете. Вы готовы помочь коту?

- Произнесите слово КОТ хором.

- Произнесем КОТ поочередно. (дети по очереди произносят слово)

- Назовите первый звук в слове КОТ.

- Догадались, о каком звуке мы будем сегодня говорить?

- Произнесем его вместе отрывисто хором: К-К-К

Характеристика звука [к] по артикуляционным признакам.

- Возьмите зеркала, произнесите поочередно звук [к].

- Произнесите звук [к], воздушная струя проходит свободно или встречает препятствие? (встречает препятствие).

- Что мешает прохождению струи воздуха? (язык)

- Что происходит с губами? (губы размыкаются).

- Расскажите, какой это звук: гласный, или согласный?

- Почему вы так решили? (Согласный, потому, что во рту есть преграда воздуху и звук не поется).

Физкультминутка

Кошка утречком проснулась, (встать)

Вверх изящно потянулась, (руки вверх)

Вниз красиво наклонилась, (наклоны)

Вправо-влево покрутилась, (повороты влево-вправо)

И тихонько удалилась! (сесть на место)

Знакомство с буквой К

- Звук [к] мы слышим и произносим, а вот пишем и читаем букву К.

(демонстрация буквы к) Рассмотрите её.

- Почему у меня 2 буквы К?

- Посмотрите на большую (заглавную) букву К. С неё можно начать предложение, назвать город, страну. С большой буквы пишут имена людей и клички животных.

- Это маленькая (строчная) буква к (показ из буквы к).

- Найдите среди своих букв букву К. Указательным пальцем обведите букву.

- Из каких элементов она состоит? (из палочек)

- Сколько палочек в букве К? (три)

- Какой длины палочки: одинаковой или разной? (Разной, одна длинная, две короткие)

- Сложите букву К из палочек, которые лежат у вас на столах.

(каждый ребёнок составляет букву из палочек).

- В доме какого цвета будет жить буква К? (в синем) Почему?

- Ребята, кто догадался, какая буква рассыпалась у кота? (буква к)

- Кто поможет собрать ее?

- Молодцы, Кот очень доволен, что вы ему помогли собрать его букву. Теперь он никогда не забудет ее.

- А чтобы и нам не забыть, как она выглядит, давайте поиграем.

Игра «Буква спряталась»

На парте у каждого ребёнка ряд букв: м к р с к а к ш к л к о

- Буква К затейница, она решила убежать от друзей и спрятался среди других букв. Давайте найдем букву К и подчеркнем ее.

- Но сначала сделаем гимнастику для пальцев.

Пальчиковая гимнастика.

На поляне дом стоит

Ну а к дому путь закрыт

Мы ворота открываем

В этот домик приглашаем

- Найдите у себя на листе букву К и подчеркни.

- Теперь неугомонная буква спрятался в слогах и словах давайте найдем ее в них.

Обведение по контуру, раскрашивание буквы К

- А сейчас обведем букву К и раскрасим.

- Карандаш какого цвета нам потребуется? (синего)

- Почему?

- Вспомним правила посадки при письме.

(обведение по контуру и самостоятельное раскрашивание)

Работа по учебнику. стр.94

- Откроем наши буквари по закладке.

- Посмотрите, что нарисовано в верхнем левом углу страницы? (куст)

- Посмотрите на схему слова куст. В каком месте находится звук [к]: в начале, в середине или в конце слова? (в начале)

- Посмотрим на следующую картинку. Что на ней изображено? (рак).

- Произнесем это слово хором, по одному.

- А кто такой рак? (животное)

- Как он выглядит? Что есть у рака? (клешни, которые служат ему орудием для нападения и защиты)

- Посмотрите на схему этого слова. В каком месте находится звук [к]: в начале, в середине или в конце слова? (в конце)

Составление и чтение слогов

Игра «Подружим буквы»

а

На доске:

а

о

о

к

у

к

у

ы

ы

- Давайте подружим букву К с другими буквами и научимся читать слоги.

- Ставим палец на букву К и ведем его к букве А. Читаем протяжно К-К-К пока палец не дошел до буквы А. (чтение хором классом)

- Какой слог прочитали?

- Прочитаем слог. Какой звук первый?

- В домик какого цвета ее поселим? Почему?

- Назовите второй звук.

- В домик какого цвета ее поселим?

- Прочитаем его по одному (чтение по очереди)

(и так каждый слог КА-КО-КУ-КЫ)

(Аналогично слоги АК-ОК-УК-ЫК)

Физкультминутка для глаз и на развитие общей моторики.

- Выполняйте упражнения для глаз по моей команде:

- Зажмурились - удивились - поморгали глазками - глаза вверх, вниз, влево, вправо - 2 раза;

- брови свести, развести;

- шею сильно вытянуть, затем опустить;

- плечи максимально свести и развести;

- руками обнять себя и пожелать себе успехов.

Работа со слогами

- Мы с вами составили слоги. Сейчас найдем одинаковые слоги и соединим их линиями.

Дети по очереди выходят к доске.

- Прочитай первый составленный нами слог из первого столбика.

- Найди слог КА во втором столбике. Соедини их линиями.

(поочередно каждого ребенка. Дети дублируют действия за партой на листах бумаги)

к

а

ак

к

о

кы

к

у

ук

к

ы

ко

а

к

ык

о

к

ка

у

к

ку

ы

к

ок

V. Заключительный этап.

Итог урока

- Какой был урок?

- С какой буквой познакомились?

- В доме какого цвета мы поселили эту букву? Почему?

- Какой звук он обозначает?

Похвала каждого ребенка