Мой Транспортер 2001 двигателя при рождении получил отличный мотор - рядную пятерку AJT объемом 2.5л, с турбиной. Однако в линейке TDI это самый слабый агрегат - всего 88 л.с., хотя запас прочности позволяет снимать гораздо больше мощности. Родственные двигатели ACV и AXG выдают 102 и 151 л.с., притом отличие с ACV - в форсунках, прошивке ЭБУ и наличии интеркулера. У AXG, если не ошибаюсь, немного другой блок и ГБЦ, но отличие тоже небольшое. Мой мотор имел проблемы с форсунками - при запуске жутко дымил, пока не прогреется, кроме того, старт в холодное время года значительно затруднен. Итальянские форсунки (Станадайн) трудно и дорого поддаются ремонту, поэтому было принято решение совместить приятное с полезным - отремонтировать и снять дополнительную мощность с двигателя. Я подготовился заранее - приобрел комплект оригинального интеркулера с патрубками, форсунки BOSCH, топливные трубки. Форсунки отправлял на переборку, чтобы не возвращаться к этому вопросу.
В конце мая приступил к ремонту. Первым делом были заменены форсунки - несложная операция, требующая только чистоты и аккуратности при установке. Получилось с первого раза - после установки новых форсунок машина завелась с полоборота. Топливные трубки в итоге остались старыми - подогнул по месту. Ну ничего - запас будет.
Задача была убедиться, что двигатель с новыми форсунками работает, поэтому потарахтел минут 15 и заглушил. Далее снял "мозги" - ЭБУ, отправил в Москву на прошивку. В нашем регионе с такими машинами прошивальщики связываться не хотят. На полторы недели бус остался недвижимостью, отдыхал на даче. Пока ждал - перетянул потолок. На крышу, конечно, добавил немного шумоизоляции.
Запилил решетку - значок посередине мозолил глаза. Для этого была приобретена "донорская" ломаная решетка.
Получил мозги - в тот же день поехал все собирать. Запустился двигатель сразу, но работал нестабильно - требовал регулировки. Оно и понятно, пропускная способность новых форсунок значительно больше, нужно править как количество топлива, впрыскиваемого ТНВД, так и угол опережения зажигания.
С интеркулером при установке пришлось повозиться - датчик давления не подошел по толщине, хотя разъем одинаковый. Пришлось сделать харакири оригинальной впускной трубе (которая стояла без интеркулера) и подключить в разрыв одному из пайпов кусок трубы с посадочным местом датчика.
Систему EGR тоже заглушил, выхлопным газам не место во впуске. Насколько смог - отмыл впускной коллектор (ту его часть, которая снимается сверху. А грязи там накопилось основательно..
Выстаил все значения, стремясь к идеальным условиям для моего мотора - угол в базовых значениях 60-70, топливо 4.6-4.8 мг/гр.
В итоге подкапотное пространство имеет следующий вид:
Ну и самый главный вопрос - как оно едет? Напомню, было 88 л.с. и 0.6 бар давление впуска (турбины). Прошивка, которую мне залили, далеко не стоковая - 150 л.с. и 1.1 бар давление. После первого выезда я улыбался часа три... Машина не просто едет, она ВАЛИТ, как дурная.. Подхват с 1.800 об/мин и далее до 4.000 (но больше 3.500 стараюсь не крутить).
Снял логи, чтобы оценить работу турбины.
При интенсивном разгоне (тапка в пол) - облако черного дыма из выхлопной трубы обеспечено, как на тепловозе.. Это не является неисправностью, так ведут себя все правильные турбодизели.
После переделки я проехал что-то порядка 500 км. Можно уже делать выводы. Доволен ли я результатом? Прыгаю от радости каждый день. Без шуток. Расход топлива даже уменьшился - порядка 7л/100 км по трассе, чуть больше в городе. Конечно, ресурс двигателя не может не постарадать от таких модернизаций, но эти немецкие машинки чертовски живучие.. Я стараюсь не напрягать лишний раз интенсивными разгонами двигатель и, конечно, КПП (пятая передача хрупкая!), правда - пока плохо получается..