В Сети существует много мнений по поводу понятий: "знать", "понимать", "помнить". И часто они бывают противоположными. Кто-то сравнивает знание с пониманием. И утверждает, что знание – это всего лишь информация, сведения, факты. А вот понимание, это когда можешь ответить на вопрос «почему?».
"Я помню таблицу умножения" или "я знаю таблицу умножения". В чем разница?
Какой смысл мы вкладываем в слова «Я знаю»?
Хочу поделиться своим рассуждением по этому вопросу. И поскольку я преподаю математику, то приводить примеры буду из своего опыта.
На днях проводила занятие с учеником, который закончил 9 классов и успешно сдал ОГЭ по математике. Мы "заглядывали" в материалы 10 – 11 классов, чтобы подготовиться к их освоению.
Проводя вычисления с обыкновенными дробями, где нужно было перевести смешанное число в неправильную дробь, он сказал фразу: «тут вроде бы надо два умножить на пять и прибавить один?». Ответил-то верно. Но сомнение в голосе и слова «вроде бы» меня насторожили, и я спросила: «Верно. А знаешь почему так? Можешь объяснить?». В ответ я услышала: «Нет».
Он помнит, как выполнять перевод. Но вот почему нужно выполнить именно такие действия? Не знает. А если забудет, решить не сможет. Получается, что он не понимает, а значит не знает, как устроено смешанное число.
Получается, что знание – это не просто информация, которую мы помним. Знание – это то, что нами понято и прожито, что прошло через наш опыт и подтвердилось. Человек знает, если может объяснить почему.
А память. Она необходима для сохранения знания и опыта. Но если человек просто помнит формулу или определение, можно ли утверждать, что он знает?
Поэтому, чтобы успешно изучать математику, необходимо достигать знания материала. Начиная с простейших операций, с таблицы умножения и дальше.