В предыдущей стате мы рассматривали римский скульптурный портрет в эпоху республики. Сегодня мы поговорим об эпохе Римской империи (1-4 вв. н.э.).
Итак, Рим понемногу усваивает культуру Греции в эпоху империи, а со времени завоевания и Балканского полуострова. В 146 году до нашей эры в Рим начинают уже фактически свозить образцы греческой скульптуры.
Римляне проникаются ее возвышенным духом, духом классики. Они копируют выдающиеся греческие статуи, а также усваивают приемы мастеров Эллады. И с этого момента греческая идеализация становится для римлян новым типом визуальной риторики.
И вот здесь мы опять подходим к Августу.
Октавиан Август, в конце 1 века до нашей эры узурпировавший власть, велел поставить в Риме статуи вот такого типа, как показано на изображении выше. Это портрет, увековечивающий его в образе великого правителя. Это, можно сказать, образец политической пропаганды в античном искусстве.
Мы затронем лишь самые основные нюансы этого изображения. Лицо и тело Августа даны идеализировано. Они приведены в соответствие с греческим понятием гармонии, а, как мы помним, главным изображением в греческой скульптуре чаще всего был совершенный человек или божество.
Что еще? Скульптор добавляет еще один визуальный аргумент. Посмотрите, у ног императора изображен крылатый младенец - это Амур, сын богини Венеры, а род Юлиев, к которому принадлежал Август, тоже считал Венеру своей прародительницей.
Таким образом, эта статуя как бы ясно говорила римлянам о том, что Август - почти что бог, а потому его стремление к власти можно считать вполне естественным и даже легитимным.
Обратите внимание, что Август показан в классической позе оратора, но она лишена той застылости, которую мы видели, например, в портрете Авла Метелла. Это связано с тем, что здесь используется опять же греческий прием, известный нам из прошлой статьи, - хиазм, который придает статуи внутреннюю динамику и более естественный вид.
Использование образов греческой скульптуры классического и эллинистического периодов, и в особенности копирование этих статуй, получило широкое распространение в Римской империи. Это было связано с тем, что греческие скульптуры служили прекрасным украшением для богатых домов, и в кругах аристократии стало хорошим тоном их коллекционировать.
На самом деле это большое счастье для нас, потому что многие бронзовые оригиналы греческих статуй, к сожалению, до нас не дошли, потому что они были переплавлены в эпоху Средневековья, а вот мраморные копии этих статуй, которые в свое время делали римляне, вот они-то как раз и дошли до нас, и в основном мы знаем о многих произведениях греческого искусства только вот по этим мраморным копиям.
Итак, римское искусство понемногу ассимилирует греческое наследие. Если статуи эпохи Августа еще носят достаточно строгий и сдержанный характер, напоминающий о том самом принципе веризма республиканского периода, то в эпоху поздней империи в искусстве ярко обозначается классицитизирующее направление, то есть римские скульпторы стараются еще больше подражать грекам.
Они пытаются воскресить романтический образ Греции, создавая уже сильно идеализированные портреты. В этот период чувствуется, что античная культура уже понемногу близится к закату.
Вспомните тот образ бесстрашного, мужественного атлета 5 века до нашей эры или образ гражданина эпохи республики. Он переплавляется, меняется, и теперь мы видим образ такого скорее чувственно-изнеженного молодого человека. Вот как, например, на изображении выше, в портрете Антиноя, любимца императора.
Скульптурные портреты той эпохи сохраняют значительное сходство с моделью, но утрачивают энергию, утрачивают выразительность. На лицах лежит, как правило, печать меланхолии, безразличия и грусти.
И это заметно, например, в портрете императора Марка Аврелия, который был философом - стоиком. Примечательно, что таким же отстраненным, немного печальным Марк Аврелий изображен даже в своем наиболее репрезентативном портрете - конном.
Обратите внимание, как вот эта созерцательность его образа входит в противоречие с героической идеей, которую призван воплощать конный памятник.
Вообще, этот памятник заслуживает отдельного внимания. Дело в том, что это единственная конная статуя, дошедшая до нас со времен античности. Она пользовалась большой славой и стала прообразом многих конных памятников эпохи Возрождения.
Но тут возникает интересный вопрос: почему эта статуя сохранилась? Большинство бронзовых изваяний переплавили, а вот это пощадили. Почему?
Тут помогла случайность. Дело в том, что в эпоху Средневековья христиане просто не поняли, что это Марк Аврелий. Они приняли его за императора Константина, то есть первого христианского императора, а потому сочли нужным сохранить этот памятник.
А вот и сам Константин. Это фрагмент его гигантского двенадцатиметрового изваяния. Это изображение относится к тому периоду, когда римское искусство начало заимствовать отдельные приемы восточного искусства, например, Египта, с восточной склонностью к колоссальным размерам.
Обратите внимание, это портретное изображение уже не очень-то реалистично. Здесь имеет место некая стилизация, но это уже не греческая идеализация, это уже что-то новое.
Взгляните на его подчёркнуто большие, широко раскрытые глаза. Это уже прием из арсенала раннехристианского искусства. Это способ показать духовность человека, глубину его чувств, и, раз уж у нас речь идет о портрете первого императора христианина, то это вполне закономерно.
В целом нужно сказать, что раннее христианское искусство частично сохранило античные изобразительные традиции, но все же двинулось в другом направлении - от достоверности чувственного образа к усилению абстрактной трансцендентной составляющей искусства. Впрочем, это отдельная очень важная тема, которой мы коснемся уже в следующих статьях.
#культура #искусство #история #история искусства #скульптура #статуи #древний рим #римская империя #это интересно #изобразительное искусство