Когда мы спускались по разбитым ступеням на такой же разбитый тротуар набережной рядом с музеем "Сталинградская битва" в Волгограде, я зацепилась кроссовкой за какой-то кусок проволоки, торчащий из разлома между ступенями, чуть не упала, и в этот момент встретилась взглядом с женщиной, которая катила перед собой инвалидную коляску с мужчиной.
Женщина сказала, что нужно быть внимательнее на этом спуске, а я спросила, как же им здесь удаётся гулять. Женщина ответила, что местами с трудом, а мужчина улыбнулся и сказал, что они уже привыкли и знают пути, где можно пройти, а где не стóит.
А позже в торговом центре "Пирамида" мы увидели парня без ног, который передвигался на скейте, отталкиваясь от пола приспособлением, напоминающим тёрку для затирки штукатурки.
Моя десятилетняя дочь удивилась:
– Наверно у него нет денег на нормальную коляску, они ж сто процентов дорогие.
Когда-то я тоже так думала, если видела инвалидов на самодельных досточках с колëсиками, но теперь я в курсе. А дочь забыла, как я ей об этом рассказывала, когда мы 2 недели жили в центре для детей с физическими недостатками (там наш Макс реабилитацию проходил).
Я снова рассказала, что парень передвигается по улицам Волгограда на скейте, вероятнее всего, не потому, что у него нет возможности приобрести коляску, а потому, что ему хочется быть мобильным и независимым.
Это только людям, непривыкшим к такому зрелищу и не задумывающимся об этом, кажется, что когда где-то ниже пояса катится как будто пол-человека – это нелепо и неудобно. Нет. Это гораздо удобнее, чем передвигаться в традиционной коляске.
Вы видели наши российские пандусы? В большинстве своём это рельсы, под большим углом установленные на ступени. По таким "пандусам" даже лëгкую прогулочную коляску с маловесным ребëнком зачастую невозможно встащить, такие "пандусы" и с шириной колëс бывает не совпадают. А уж взрослого человека на инвалидной коляске и пытаться не стоит везти по таким "пандусам", это опасно для жизни.
Есть у меня одна хорошая знакомая, ей сейчас за 30, она с детства на инвалидной коляске, но у неё не только ноги не работают, но и руки плохо функционируют. Она не может ездить на скейте и подниматься на ступени силой рук. Она несколько лет добивалась возможности получить электро коляску. Она её получила, но использует редко. Потому что "навороченная" умная коляска весит под 200 кг, А среда у нас недоступная. Кому под силу таскать через бардюры, ступени и прочие препятствия груз весом более 200 кг? Её мужу и дочке это не под силу, поэтому приходится использовать обычную коляску, справляться с преградами окружающей среды часто помогают прохожие.
Правда прохожим нужно помнить, что не стóит кидаться помогать без предупреждения. Иногда эта помощь без запроса лишь мешает, а иногда и пугает.
Вот маленький эпизод из нашей волгоградской жизни.
Мы часто пользовались волгоградским подземным трамваем. Пандусов там нет. На некоторых станциях ступени снабжены рельсами, но колëса нашей коляски туда не становятся, поэтому я носила коляску с двухлетним сыном на руках. Мне удобнее и быстрее подхватить коляску и занести или снести, чем ждать и просить прохожих, или высаживать ребëнка, чтобы занести пустую коляску. Мне часто помогает справляться с коляской 10-летняя дочь, но по виду она совершенная малышка.
И вот, поднимаем мы с дочкой коляску из подземного перехода, нас обгоняет компания молодëжи. Я услышала, как один из парней, говорит другому, что надо бы помочь с коляской. Нам оставалось, всего две ступени, когда подбежал парень и молниеносно схватил коляску, едва не сбив с ног меня и мою дочь, и унëсся с ней в направлении тротуара, он нёс коляску там, где уже давно можно было ехать, и извинялся, что не сделал этого сразу.
Парня я, конечно, поблагодарила, но такая помощь не нужна. Ему бы следовало предложить помочь, а не кидаться, как в бой.
Так же и люди на инвалидных колясках. Им бывает удобнее без коляски именно потому, что это даëт им независимость от окружающих.
Не всем подходит такой вариант, но так бывает.