В первые годы своего существования Санкт-Петербург освещался только по праздникам при помощи масляных фонарей. Остальное время улицы были темные, и только редкие огоньки ручных светильников нарушали ночной покой.
Петр I в 1720 году, вдохновившись опытом европейских столиц, приказал разработать “образцовый фонарь”, который установили около второго Зимнего дворца. Согласно описаниям очевидцев, он был настоящим произведением искусства: на тумбе крепился деревянный ствол в виде четырёхгранной пирамиды, украшенный резными деталями, а сверху располагалась светильная камера с толстыми литыми стёклами.
По такому подобию был создан еще 141 фонарь, однако в дальнейшем пришлось заменить фонари на более бюджетную версию. Такое освещение улиц не давало достаточно света, но и это был огромный прорыв. А вот ходить рядом с такими светильниками надо было с осторожностью, так как иногда капли горячего масла могли случайно попасть на прохожих.
После смерти Петра и до начала правления Елизаветы Петровны город не освещали. Конструкции обветшали, а их остатки сгорели во время крупных пожаров 1736-1737 гг. Дочь Петра, Елизавета, вернула масляные фонари на центральные улицы города.
А вот во времена правления Екатерины II насчитывалось уже более 3 тысяч фонарей по всему городу. В штате полиции даже появилась специальная фонарная бригада.
В начале 19 века стекольное производство стало набирать обороты, что привело к снижению стоимости на уличные светильники, и их количество начало стремительно расти.
В 1839 году на Дворцовой площади, Невском проспекте, Садовой, Гороховой, Миллионной, Михайловской, Большой и Малой Морских улицах зажглось около 200 газовых фонарей. На глубине 1 метр, под фонарями, проходила специальная газовая труба, которая также соединялась с городской трубой, что очень упростило централизованную работу фонарей.
Многие Петербургские фонари можно без преувеличения назвать произведениями искусства, так как к их созданию приложили руки известные архитекторы того времени: Растрелли, Фельтен, Монферран и многие другие.
С 1846 года на некоторых улицах Петербурга начали устанавливать фонари со спирто-скипидарной смесью. Такие лампы каждое утро отвозили на заправку в специальное депо.
Во второй половине 19 века на улицах начали появляться керосиновые фонари. Как правило, выглядели они достаточно просто, поэтому, их ставили на окраине Петербурга.
В 1873 году на маленькой и неприметной улочке вблизи Смольного собора произошло настоящее чудо, которое навсегда изменило облик улиц всех городов мира. Александр Лодыгин изобрёл «угольные» лампы накаливания. Петербуржцы были настолько заинтересованы новым изобретением, что на демонстрацию ламп приходили с газетами, чтобы проверить, достаточно ли они излучают света для чтения.
К началу 20-го века весь центр был освещен лампами Лодыгина. А на Одесской улице располагается музей под открытым небом, где можно изучить фонари разных эпох и увидеть памятную табличку о мастерской.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
И обязательно ознакомьтесь:
Парадная или подъезд? В чем различия? История парадных.
Исчезнувшие профессии Петербурга и других городов.
Как освещали Санкт-Петербург в 19 веке? Газовое освещение и газгольдеры
"Чудо на Неве". Как летчики посадили Ту-124 на Неву.
Аэропорт «Пулково». История создания.
Что такое "конка"? Как развивался общественный транспорт в Петербурге.
Можно ли построить дом за 50 дней? История доходных домов в Санкт-Петербурге.
Первый сахарный завод в России. Как Петр I создал сахарную промышленность в России.