В августе 1963 года произошел невероятный случай, который вошел в историю мировой авиации. В этой статье мы расскажем о пилотах, которые героически посадили самолет на Неву и спали жизни всех пассажиров и членов экипажа.
21 августа 1963 года Ту-124 авиакомпании “Аэрофлот” выполнял плановый регулярный рейс по маршруту “Таллин-Москва”. Погода стояла хорошая, хотя и надвигался небольшой приземистый туман.
В составе экипаже были: командир воздушного судна - В.Я. Мостовой, второй пилот В.Г. Чеченев, штурман Виктор Царев бортмеханик Виктор Смирнов и бортрадист Иван Беремин, а также бортпроводники А.М. Александрова и Виктор Харченко. На борту находилось 45 пассажиров.
Самолет вылетел из Таллина рано утром (8:55 утра) и отправился в аэропорт “Внуково”. После взлета, стало понятно, что переднюю стойку шасси Набрав высоту пилоты попытались убрать и выпустить шасси заново, но исправить ситуацию не удалось. О поломке доложили диспетчеру.
Обычно в таких случаях самолет возвращается в аэропорт вылета, но в Таллине был густой туман. Посадка с такой поломкой при тумане было бы слишком рискованным делом. Самолет отправили в ближайший аэропорт, где стояла летная погода - это был Ленинград.
Пока самолет двигался в сторону Ленинграда, экипаж продолжал попытки вернуть шасси на место. Садиться так было неминуемой катастрофой. Бортмеханик сделал дырку в полу кабины и попытался подтолкнуть переднюю стойку шасси, но ее было не сдвинуть.
В 11:00 утра в аэропорту “Пулково” все было готово к аварийной посадке. Сначала командиру была дана команда пролететь низко над взлетно-посадочной полосой, чтобы визуально оценить масштаб поломки. Было принято решение посадить самолет, но для этого экипажу нужно было выработать топливо и они стали кружить над Ленинградом.
Ту-124 сделал несколько кругов над “Пулково”, но у него внезапно остановился один из двух двигателей. До “Пулково” было 20 км. Экипаж запросил посадку. Диспетчерские службы дали разрешение срезать путь и лететь напрямую через центр города. Приборы показывали, что топлива оставалось на 15 минут.
Когда самолет сменил курс у него остановился второй двигатель. У самолета закончилось топливо. В те года погрешность остатка топлива по топливомеру могла быть существенной.
К этому времени высота полета была примерно 400 метров, а скорость около 400 км/ч. Без двигателей самолет начал резко терять высоту. Было принято решение садится на воду. На выключенных двигателях самолет спланировал мимо Смольного собора и взял курс на Неву.
Руководил посадкой второй пилот, который пришел в гражданскую авиацию из военной. Над мостом Александра Невского, который в тот момент был в процессе строительства, самолет прошел с максимально низкой высотой. Василий Чеченев потянул штурвал на себя, чтобы самолет коснулся поверхности сначала хвостом и не ушел в воду носовой частью (это привело бы к развалу конструкции).
Впереди, по ходу движения самолета, был железнодорожный Финляндский мост. По словам очевидцев, лайнер затормозил в 50-ти метрах от опор моста.
В ходе приводнения самолета ни один человек не пострадал.
Во время посадки фюзеляж самолета получил несколько пробоин и начал тонуть. Рядом с самолётом оказался паровой буксир. Он оттянул лайнер к деревянным плотам у берега. По ним все пассажиры и экипаж благополучно перебрались с тонущего самолета на землю.
23 августа под самолет подвели понтону и буксиром оттащили на территорию нынешнего комплекса "Ленэкспо".
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
И обязательно ознакомьтесь:
Аэропорт «Пулково». История создания.
Уличное освещение Санкт-Петербурга: первая в мире улица, освещенная электрическим фонарем.
Музей Железных Дорог России. Куда обязательно стоит сходить в Петербурге. История поездов в России.
Витебский вокзал (Царскосельский вокзал). История строительства.
Первая почтовая марка в России
Египетский мост через Фонтанку. Страшное обрушение моста и легенда, связанная с этим.
Как в Российской Империи появился телефон? Кто такие "телефоные барышни"?
Первые автомобили Российской Империи. Какими были первые правила дорожного движения в России?
Как освещали Санкт-Петербург в 19 веке? Газовое освещение и газгольдеры