Найти тему

"Чудо на Неве". Как летчики посадили Ту-124 на Неву.

В августе 1963 года произошел невероятный случай, который вошел в историю мировой авиации. В этой статье мы расскажем о пилотах, которые героически посадили самолет на Неву и спали жизни всех пассажиров и членов экипажа.

Ту-124 авиакомпании «Аэрофлот», аналогичный приводнившемуся
Ту-124 авиакомпании «Аэрофлот», аналогичный приводнившемуся

21 августа 1963 года Ту-124 авиакомпании “Аэрофлот” выполнял плановый регулярный рейс по маршруту “Таллин-Москва”. Погода стояла хорошая, хотя и надвигался небольшой приземистый туман.

Экипаж рейса 366. Слева направо: бортмеханик Смирнов, штурман Царёв, бортрадист Беремин, КВС Мостовой и второй пилот Чеченев
Экипаж рейса 366. Слева направо: бортмеханик Смирнов, штурман Царёв, бортрадист Беремин, КВС Мостовой и второй пилот Чеченев

В составе экипаже были: командир воздушного судна - В.Я. Мостовой, второй пилот В.Г. Чеченев, штурман Виктор Царев бортмеханик Виктор Смирнов и бортрадист Иван Беремин, а также бортпроводники А.М. Александрова и Виктор Харченко. На борту находилось 45 пассажиров.

Самолет вылетел из Таллина рано утром (8:55 утра) и отправился в аэропорт “Внуково”. После взлета, стало понятно, что переднюю стойку шасси Набрав высоту пилоты попытались убрать и выпустить шасси заново, но исправить ситуацию не удалось. О поломке доложили диспетчеру.

Обычно в таких случаях самолет возвращается в аэропорт вылета, но в Таллине был густой туман. Посадка с такой поломкой при тумане было бы слишком рискованным делом. Самолет отправили в ближайший аэропорт, где стояла летная погода - это был Ленинград.

Пока самолет двигался в сторону Ленинграда, экипаж продолжал попытки вернуть шасси на место. Садиться так было неминуемой катастрофой. Бортмеханик сделал дырку в полу кабины и попытался подтолкнуть переднюю стойку шасси, но ее было не сдвинуть.

В 11:00 утра в аэропорту “Пулково” все было готово к аварийной посадке. Сначала командиру была дана команда пролететь низко над взлетно-посадочной полосой, чтобы визуально оценить масштаб поломки. Было принято решение посадить самолет, но для этого экипажу нужно было выработать топливо и они стали кружить над Ленинградом.

Ту-124 сделал несколько кругов над “Пулково”, но у него внезапно остановился один из двух двигателей. До “Пулково” было 20 км. Экипаж запросил посадку. Диспетчерские службы дали разрешение срезать путь и лететь напрямую через центр города. Приборы показывали, что топлива оставалось на 15 минут.

Когда самолет сменил курс у него остановился второй двигатель. У самолета закончилось топливо. В те года погрешность остатка топлива по топливомеру могла быть существенной.

К этому времени высота полета была примерно 400 метров, а скорость около 400 км/ч. Без двигателей самолет начал резко терять высоту. Было принято решение садится на воду. На выключенных двигателях самолет спланировал мимо Смольного собора и взял курс на Неву.

Автор Юрий Туйска. Самолет после посадки на Неву
Автор Юрий Туйска. Самолет после посадки на Неву

Руководил посадкой второй пилот, который пришел в гражданскую авиацию из военной. Над мостом Александра Невского, который в тот момент был в процессе строительства, самолет прошел с максимально низкой высотой. Василий Чеченев потянул штурвал на себя, чтобы самолет коснулся поверхности сначала хвостом и не ушел в воду носовой частью (это привело бы к развалу конструкции).

автор: Юрий Туйска
автор: Юрий Туйска

Впереди, по ходу движения самолета, был железнодорожный Финляндский мост. По словам очевидцев, лайнер затормозил в 50-ти метрах от опор моста.

В ходе приводнения самолета ни один человек не пострадал.

Подъём борта СССР-45021
Подъём борта СССР-45021

Во время посадки фюзеляж самолета получил несколько пробоин и начал тонуть. Рядом с самолётом оказался паровой буксир. Он оттянул лайнер к деревянным плотам у берега. По ним все пассажиры и экипаж благополучно перебрались с тонущего самолета на землю.

подъем лайнера
подъем лайнера

23 августа под самолет подвели понтону и буксиром оттащили на территорию нынешнего комплекса "Ленэкспо".

Автор: Юрий Туйска
Автор: Юрий Туйска

Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.

И обязательно ознакомьтесь:

Аэропорт «Пулково». История создания.

Уличное освещение Санкт-Петербурга: первая в мире улица, освещенная электрическим фонарем.

Музей Железных Дорог России. Куда обязательно стоит сходить в Петербурге. История поездов в России.

Витебский вокзал (Царскосельский вокзал). История строительства.

Первая почтовая марка в России

Египетский мост через Фонтанку. Страшное обрушение моста и легенда, связанная с этим.

Как в Российской Империи появился телефон? Кто такие "телефоные барышни"?

Первые автомобили Российской Империи. Какими были первые правила дорожного движения в России?

Как освещали Санкт-Петербург в 19 веке? Газовое освещение и газгольдеры