Найти тему

Что такое "конка"? Как развивался общественный транспорт в Петербурге.

Невский проспект. Автор фото неизвестен
Невский проспект. Автор фото неизвестен

Что такое загадочное слово "конка" и почему в Петербурге есть целый памятник "конке"?

В самом центре Васильевского острова, около станции метро "Василеостровская", есть памятник (а ныне кафе) небольшому вагончику. Мало кто задумывался, что это та самая "конка" - предшественница электрического трамвая.

Памятник "конке"
Памятник "конке"

Первая пассажирская конка начала работу в Санкт-Петербурге 27 августа 1863 года. Конка заменила омнибус - многоместный конный экипаж.

Автор фото неизвестен
Автор фото неизвестен

Изначально конка использовалась для перевозки грузов, так в 1860 году на Васильевском острове появился трёхкилометровый маршрут для конки, а в пригородах Петербурга с помощью конки перевозили грузы от пристаней до складов.

Так что же такое конка? Это открытый или закрытый вагончик, который передвигается по рельсам. Однако, в движение конка приводится не электричеством, а конями, которые идут впереди экипажа и тащат его за собой. Можно также встретить двухэтажную конку с открытым верхом, который назывался империалом.

-4

Первая линия пассажирского конного трамвая прошла по Невскому проспекту в сторону Стрелки Васильевского острова. Такой вид транспорта быстро набрал популярность. На конке передвигались все - гимназисты, дамы, чиновники. Билет внизу стоил 5 копеек, а вверху, на империале – 3 копейки. Однако, проезд для женщин на втором этаже считался неприличным и был запрещен вплоть до 1903 года.

Для пассажиров существовали специальные правила: входить и выходить из вагона разрешалось только на остановках, или же в местах, где экипаж ехал не очень быстро и только на правую сторону, чтобы пассажиры не попали под встречные экипажи.

Рисунок 1860-ые годы. Иногда спускающийся с империала человек наступал на голову поднимающемуся.
Рисунок 1860-ые годы. Иногда спускающийся с империала человек наступал на голову поднимающемуся.

Конка не обладала большой скоростью, максимально экипаж можно было разогнать до 8 км/ч. В местах, где конке приходилось преодолевать высокие подъемы, экипаж ждали форейторы. Как правило, это были мальчишки, которые запрягали дополнительных лошадей, благодаря которым конка преодолевала трудные участки дороги, на ровном участке этих лошадей отпрягали.

Интересно, что фирмы-владельцы конки были против внедрения электрического трамвая. Из-за этого трамвайные пути приходилось прокладывать параллельно путям конки. Это было сделано для того, чтоб владельцы "конок" обанкротились. Однако, в некоторых случаях городские власти выкупали часть косно-железных дорог, чтоб преобразовать конку в трамвай.

Конку в Петрограде использовали вплоть до 1917 года.

Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.

И обязательно ознакомьтесь:

Первые автомобили Российской Империи. Какими были первые правила дорожного движения в России?

Уличное освещение Санкт-Петербурга: первая в мире улица, освещенная электрическим фонарем.

Исчезнувшие профессии Петербурга и других городов.

Как освещали Санкт-Петербург в 19 веке? Газовое освещение и газгольдеры


Первый сахарный завод в России. Как Петр I создал сахарную промышленность в России.