Первая блокадная зима в Ленинграде стала самой тяжелой. Огромный город с населением в 3 миллиона оказался отрезанным от Большой земли, снабжавшей его всем необходимым – продуктами питания, лекарством, топливом, боеприпасами.
Единственной транспортной артерией стала ледовая трасса через Ладогу, Военно-автомобильная дорога №101. К 22 ноября 1941 года, официальному дню ее открытия, ленинградцы переживали самые трагические дни, норма хлеба для детей и иждивенцев тогда составляла 125 гр. в сутки. После этого стало легче – по ледовой трассе потянулись бесконечные конно-санные обозы, автомобильные колонны с драгоценными грузами для осажденного города.
Большую роль в обеспечении горожан в первую военную зиму сыграли ледовые катера – буера. Именно эти парусники доставили первый хлеб ленинградцам. В жестокую зиму 1941 года русские яхты, покрашенные в маскировочный белый цвет, представляющие собой платформы на лыжах или коньках, стали спасителями города на Неве. Инженер Василий Монахов, один из главных создателей Дороги жизни, сделал большую ставку на ледовые катера, и не ошибся. Первый конно-санный обоз, прокладывающий новый логистический путь к Ленинграду, нуждался в поддержке. Его сопровождением стали парусники.
Обозники везли 63 тонны муки по неизведанной дороге, где толщина льда была неоднородной. Когда несколько лошадей провалилось в воду, груз удалось спасти. Его переместили на буера, благополучно доставили по назначению. Русские ледовые катера могли развивать скорость до 80 км в час, перевозить до 10 десантников, при минимальном экипаже перемещали до 600 кг груза. Они не только перевозили продукты, но и выручали в самых критических ситуациях - доставляли топливо для автомашин, аварийную связь, производили разведку, занимались обнаружением мин.
На парусниках эвакуировали женщин и детей из осажденного города. Сложный путь буера преодолевали так легко и просто, буквально за полчаса, что спасенные долго не верили, что они уже достигли места назначения. На Ладоге в 1941 году работало два отряда ледовых катеров, сформированных на базе яхт-клуба «Труд». В список личного состава входили опытные спортсмены, молодые моряки, обученные обращению с парусом. К ноябрю на боевую службу заступило около 30 буеров с подготовленными экипажами, среди которых были стрелки и штурманы.
Ледовый катер первым скользил по льду перед проходом тяжелой автоколонны, разведывая путь. К сожалению, парусники часто оказывались в ловушках, в водяных промоинах, образованных взрывами. И тогда незаменимого помощника матросы вытаскивали из воды по частям, вновь собирали его. Преимущества ледовых катеров перед грузовиками и лошадьми были очевидны - им не требовалось ни топлива, ни фуража, они умели очень быстро выходить из-под обстрела. Но у буеров имелись и существенные недостатки - для хорошей работы им требовалось гладкое полотно льда, они не могли двигаться по заснеженной поверхности.
В первый блокадный год самым востребованным оказался тяжелый русский буер, автором которых был Н. Ю. Людевиг. Этот человек, энтузиаст парусного спорта, создал ледовый катер под названием "Чертогон". Труды Людевига оказались не напрасными - тяжелые русские буера спасли жизни многим ленинградцам.
Когда связь с Большой землей улучшилась, надобность в ледовых катерах отпала. Но в первую блокадную зиму белоснежные парусники были настоящими спасителями и надеждой на лучшее будущее.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.