Возможно ли осуществлять инновации без команды и единомышленников, которые мотивируют и вдохновляют на поиск новых методик, критикуют при необходимости, помогают в реализации идей, успокаивают в случае неудачи. Ответ очевиден – без команды нельзя.
Каждый из нас часть какой либо команды. В каждой команде – есть роли. А как определить кто какую роль выполняет? Какие функции западают? А какие пересекаются? Ведь от распределения ролей зависит результативность деятельности.
Есть много разных подходов и методик изучения данного вопроса. Иногда, роли шуточные, например, гномы, тролли и прочее. Но такие методики у меня доверия не вызывают.
Сегодня я расскажу о методике Р.М. Белбина, и о том как ее использовать для работы с педагогической командой.
Белбин выделяет 8 ролей: Председатель / Координатор, Творец / Формирователь, Генератор идей / Мыслитель, Эксперт / Оценщик, Работник / Исполнитель, Исследователь / Разведчик, Дипломат / Коллективист, Реализатор / Доводчик.Подробное описание к каждой роли вы можете найти в интернете.
Алгоритм составления профиля ролей для группы:
1. Каждый участник команды проходит тест. Пройти тест онлайн можно на сайте: https://test-belbina.github.io/test_belbina/block/1
Результаты представляются в виде таблицы с процентным соотношением ролей и баллами по каждой роли.
1. Делаем общую таблицу в Экселе с баллами по каждому участнику.
В Экселе делаем лепестковую диаграмму и наглядно видим результаты группы.
1. Анализируем результаты группы:
Каких ролей не хватает?
Какие роли дублируются и являются конфликтной зоной и почему?
Какие есть сильные и слабые стороны у команды?
2. Анализируем свои результаты:
Роли, которые я выполняю фактически и роли, которые свойственны мне совпадают?
Какие функции в команде мне лучше всего брать на себя? А каких стоит избегать?
Согласен ли я с результатами? Или у меня проявляются другие роли при работе в команде?
Очень рекомендую попробовать оценить распределение ролей по методике Белбина со своей педагогической инновационной командой)