Почему мы сравниваем видеоролик и публичное выступление? Потому что в обоих случаях выступающий обращается к аудитории. Только в случае записи на камеру вся его аудитория находится в одном бездушном объективе...
Мы часто снимаем видеообращения разных спикеров. Бывает, человек в кадре не имеет опыта публичных выступлений, но часто снимаются и опытные спикеры, знакомые с теорией и практикой публичной речи.
Работа на камеру имеет свою специфику. Оставим пока в покое новичка без опыта. И будем работать с опытным спикером.
Что он умеет? В чем его навыки?
Опытный спикер умеет работать с текстом и с аудиторией. Он знает две важнейшие составляющие этой работы:
Первое - работа с текстом. Чтобы перевести некий контент в текст публичного выступление нужно разбить его на блоки, выстроить структуру, уделив особое внимание начальной и конечной части, включить эмоциональную составляющую в текст, возможно, заложить некие «мины» в виде вопросов, примеров, шуток, и тому подобного, для включения аудитории в диалог и так далее.
Второе – работа с аудиторий. Она начинается до самого выступления. Во время подготовки спикер должен получить несколько ответов на вопросы о людях, с которыми придется говорить. Он должен знать перед кем ему необходимо выступить. С учетом этой информации, целей и задач выступления выстраивается стратегия работы с аудиторией, стиль подачи, и другие моменты. Во время самого выступление опытный спикер придерживается намеченного плана, но, тем не менее, готов и может его изменить, скорректировать, добавить нужные детали. Все это он будет делать, видя реакцию своих зрителей.
И вот именно такой, грамотный и опытный спикер пришел к нам в студию для записи видеоролика. Он это делает впервые. И спрашивает нас: как ему работать?
Итак. Видеообращение очень похоже на выступление перед аудиторией, но есть свои нюансы. А точнее сказать кардинальные отличия!
Опять начнем с текста. Он должен быть выверен значительно тщательнее. Так как не будет возможность переговорить. Время на видеообращение всегда дается меньше, чем на живое выступление, по какой бы теме оно ни было.
Во время записи видеообращения аудитории как таковой нет. Но тем не менее мы с ней работаем, а работать с ней сложнее, чем с живой. Мы не знаем когда, где, как будут нас смотреть, а возможно и только слушать. Значит надо экономить время. И свое и время зрителя. Необходимо избавиться от лишних, неинформативных словарных оборотов. С учетом технологий видеоролика.
Например такое затянутое вступление: «Здравствуйте. Меня зовут Иван Смирнов, я не могу присутствовать лично на конференции, на которой вы все сейчас находитесь, но мои коллеги предложили мне снять небольшой ролик с моим выступление, в котором я хотел бы вам рассказать о некоторых особенностях поршневых фильтров…»
Давайте подправим и начнем так: «Вы думаете, что знаете о поршневых фильтрах все? Как бы не так…»
А в этот момент на экране под изображением спикера появляется титр «Иван Смирнов, самый главный специалист по поршневым фильтрам», а за секунду до этого появления спикера на экране была заставка с музыкой и надписью «Воздушные фильтры для поршневых компрессоров. Ожидания и Реальность»
И зритель уже все поймет гораздо быстрее. Мы сэкономим его время. За что он будет нам благодарен, а значит будет смотреть ролик дальше.
Вопросы, которые мы бы подготовили при работе с залом, нужно использовать и здесь. Задавать, и отвечать на них.
Хорошее выступление перед аудиторией – это всегда диалог. Конечно, всегда есть структура и информационные блоки, о которых мы говорили. Спикер смотрит на реакцию аудитории, и даже сам ее провоцирует, и исходя из этой реакции действует дальше.
В ролике нет эмоционального контакта с людьми, нет взаимодействия, нет ощущений. Но эмоции и ощущения нужны. Нужно их создавать. Спикер в кадре должен усилить эмоциональную составляющую, его речь еще более должна быть наполнена визуализирующими оборотами. Он должен быть более артистичен. Как это сделать? Это уже зависит от темы и от подготовки спикера. Главное – знать, что с этим нужно работать.
Ну и как всегда: безупречная дикция, громкие окончания слов, уверенность в себе, запрет на использование сложноподчиненных предложений со смыслом в самом конце. Если речь долгая - очень будут полезны навыки для удержания внимания аудитории - добавление пауз, смена ритма, громкости, интонации и т.п.
Видеообращение всегда снимается несколькими дублями, меняем крупность, иногда и ракурс. Это необходимо технически для монтажа. И именно это дает возможность добавить динамики ролику и речи тоже. Но можно заложить динамику видеовыступления уже на этапе сценария. Специальные дизайн-перебивки, блоки, оригинальное структурирование текста, работа с презентацией, работа с флипчартом, работа с виртуальными объектами, которые появятся в ролике на этапе монтажа. И много еще чего можно придумать, чтобы вывести ваше видеообращение на необходимый высокий уровень.