Найти тему
ПОД СТУК

«Срыв ЭПК» - что это значит для машиниста и для чего вообще нужен электропневматический клапан автостопа?

Оглавление

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! В этой статье я расскажу про электропневматический клапан (он же ЭПК), зачем он нужен, как устроен и что, собственно, такое «срыв ЭПК».

Что это и для чего нужно?

Итак, электропневматический клапан (или как его ещё называют - электропневматический клапан автостопа) предназначен для подачи звукового сигнала (свистка) при проверке бдительности машиниста, а при её потере (бдительности) производится разрядка тормозной магистрали и экстренное торможение.

ЭПК, по сути, является связующим звеном между АЛСН (локомотивной сигнализацией) и пневматической тормозной системой. То есть, при проезде светофора, на котором будет гореть желтый огонь (а на локомотивном загорится красно-желтый, он же КЖ) машинист обязан как бы «подтвердить» это, нажав на рукоятку бдительности (РБ). Тоже самое и со светофором, на котором горит красный. И да, его действительно можно проехать, но по регистрируемому приказу поездного диспетчера и со скоростью не более 20 километров в час.

И вот, если машинист не нажмёт рукоятку бдительности при смене показаний локомотивного светофора, то ЭПК начнёт свистеть, это будет продолжаться 7-8 секунд, после чего его сорвет и произойдёт экстренное торможение. Пока продолжается свист, срыв ЭПК ещё можно предотвратить путём нажатия на рукоятку бдительности (РБ) или верхнюю рукоятку бдительности в положении стоя - РБС. Однако, если проследовать желтый светофор на скорости более 60 километров в час, а красный более 20 километров в час, то ЭПК сорвёт в любом случае, вне зависимости от нажатия на РБ или РБС.

-2

Как происходит срыв ЭПК

А теперь давайте разберемся, как, непосредственно, устроен электропневматический клапан и как именно он приводит к экстренному торможению поезда. На просторах интернета нашёл упрощенную схему, которая поможет легко понять принцип работы - вот она.

-3

Итак, вы можете видеть тут электромагнит (под замком). При смене сигнала на локомотивном светофоре (на красно-желтый или красный), пропадает питание на катушке, а значит выключается электромагнит. И в этот момент, как раз, начинается отсчёт этих самых 7-8 секунд.

После выключения электромагнита открывается клапан (9) и воздух из камеры выдержки времени (12) начинает выходить в атмосферу, а также в свисток (8) через клапан под номером 9, с которого мы и начали. На данном этапе важно понимать, что воздух из камеры выдержки времени выходит в атмосферу, значит давление в ней падает, следовательно, под действием силы от пружины (6), выгибается диафрагма (7).

Далее, рычаг (5) переместится вниз и нажмёт на клапан под номером 4 - он откроется. А дальше самое интересное - поршень (1) прижат к седлу с помощью пружины и сжатого воздуха, который поступает из тормозной магистрали через небольшое отверстие - его видно на схеме.

-4

Ну а при открытии клапана (4), пространство над поршнем сообщается с атмосферой и давление снизу поршня становится больше, чем сверху (в нормальном состоянии наоборот), поэтому поршень поднимается и воздух из тормозной магистрали выходит в атмосферу (Ат). Это и называется срывом ЭПК.

При утечке воздуха из тормозной магистрали в атмосферу, срабатывает воздухораспределитель и открывает воздуху из запасных резервуаров путь в тормозные цилиндры, приводится в действие тормозная рычажная передача, прижимаются колодки к колёсам и поезд тормозит.

Но, если за 7-8 секунд машинист успеет нажать на рукоятку бдительности, то восстановится питание на катушке, вновь включится электромагнит, клапан (9) закроется, а камера выдержки времени вновь наполнится сжатым воздухом и срыва не произойдёт.

Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!
-5