На заре не то восхода, не то активного сияния Кроссфита, его понимание все еще оставалось каким-то дремучим, племенным.
Освещение в сети, само понимание КФ было, повторюсь, стихийным, примитивным. Это сейчас Кроссфит - индустрия в себе. Более-менее профессиональное освещение спортивных мероприятий, худо-бедно отлаженные рельсы соревнований, периферия из новостных изданий (типа Morning Chalk Up), след скандалов и интриг, спортивная экипировка и даже специальные гаджеты. Сам Кроссфит перестал быть туловищем с головой создателя и идеолога. Теперь это множество лиц, и каждое демонстрирует отдельную грань Кроссфит индустрии. Спортсмены, блогеры, авторы новостных статей, руководство, общество аффилятов, внутренний менеджмент, сторонние бренды. Не так давно все эти лица заслонялись двумя - Глассманом и Кастро. Два человека отождествлялись со всем Кроссфитом.
Экономическая матчасть Кроссфита, как бизнеса, интересовала только напрямую соприкасающихся с ней. Спортивная же мало привлекала научный, исследовательский взгляд. Методология, ее анатомический, физиологический и биологический базис почти не фигурировали в широких обсуждениях.
Сейчас забавно вспоминать эти общие, почти оккультные тезисы о невероятном нейро-эндокринном отклике от метконов (metcon - metabolic conditioning). Инновационная, принципиально иная система физподготовки, опирающаяся не на пульсовые зоны, объем проделанной работы и какие-то измеримые, общепринятые в мировом спорте показатели. Основой КФ были двигательные модальности, и сам факт их комбинирования приводил организм в глубокий шок, будил мощные адаптационные резервы, обеспечивал стремительный прогресс. Подкрепленный палео-диетой, КФ дарил адепту совершенное тело - как с точки зрения самочувствия и двигательных возможностей, так и эстетически.
На пике карьеры Фронинг приковывал взгляды - очки, стильная борода, бандана и мощная, выбритая грудь. Примерно в тот период обывателей мучал вопрос, а как нарастить такие же мускулы? Не помню, кто породил гениальную в своей детской непосредственности, категоризацию (то ли Глассман, то ли Амундсон). Самым эффективным для роста мышечной массы признавался бодибилдинг со стероидами, следом шел кроссфит со стероидами и, внимание, на третье место пьедестала водрузили кроссфит без запрещенных препаратов. Деревянная медалька досталась натуральному бодибилдингу. Выходило нечаянное размещение Кроссфита в золотой середине. Вы не получите экстремальной мышечной массы, как у билдеров с Олимпии, да и широкой аудитории разве это нужно? Но вот тело Фронинга, или чуть проще, достигается именно Кроссфитом. Даже чистый бодибилдинг не соперник.
Методы тренировки, объемы и интенсивность нагрузки, протоколы выполнения не рассматривались, как решающий фактор в эффективности нагрузок. Значение придавалось выбору лагеря. Такое распределение мог придумать только искренний поклонник, по-детски, наивно увлеченный идеей человек, готовый отстаивать ее на любой площадке и в любом контексте. В первый год я сам был таким же, не понимал, вникал и критически мыслил, а веровал.
Годы идут, популярность КФ растет. Ежегодно атлеты демонстрируют более высокий уровень подготовленности. Как и в любом серьезном спорте, звучат имена не только спортсменов, но и тренеров. Одна тренировочная программа для всех с crossfit.com уже никому не нужна. Сформированный рынок предлагает широкий выбор тренировочных решений. С ростом внутривидовой конкуренции активизировался поиск - методический, научный, инженерный. Никто всерьез не думает о регулярной комбинации модальностей, теперь каждое тренировочное задание обращено к классическим знаниям спортивной науки. Ведется исследование реакции на нагрузки, медицинский и диетологический контроль, разрабатываются гаджеты для круглосуточного мониторинга ЧСС, ВСР, глюкозы. И все это не для людей с заболеваниями, а спортсменов! Кроссфит прошел пубертатный период, состриг эмо челку и отбросил яркие, абсурдные лозунги в ста словах.
Он завершает ВУЗ, вступает во взрослую жизнь. Мне очень нравится следить за этой эволюцией. И пытаться в ней участвовать.