Найти в Дзене
Мясмедиа

Цены растут, ФАС умывает руки

В ответ на просьбу проверить ценообразование яиц там напомнили, что цены регулирует рынок.

Федеральная антимонопольная служба получила письмо от «Росптицесоюза» с просьбой проверить ценообразование в торговых сетях на куриные яйца. Накануне отраслевой союз попросил ведомство разобраться с ситуацией, сложившейся в апреле. Птицеводы тогда снижали отпускные цены для ритейла в связи с сезонным спросом, но в рознице цены только росли. Наценка дошла до 40 процентов.

Птицефабрики многие были вынуждены работать на грани рентабельности. Росптицесоюз обвиняет сети, которые фактически установили свою диктатуру. Яйца – товар скоропортящийся и вести долгие переговоры о закупочных ценах поставщики не имеют возможности. Контрагенты этим пользуются.

В некоторых регионах закупочные цены опускались до 45 рублей за десяток яиц. В условиях растущей себестоимости диктат торговли грозит сокращением производства и банкротством птицефабрик.

Ритейл в свою очередь ссылается на выполнение им своих обязательств перед правительством держать минимальные наценки на социально значимые продукты. На самые бюджетные яйца наценка у ритейлеров не превышает 10 процентов. Поэтому незащищенные слои населения могут купить куриные яйца по доступной цене.

В пресс-релизе ФАС отмечено, что сейчас цены и наценки на продукты питания не регулируются государством, а рынок продовольствия достаточно конкурентен и на нем много участников. Следовательно для вмешательство антимонопольщиков нет необходимости.

В сетевой торговле много участников только в Москве, в малых городах одна-две сети прекрасно делят между собой рынок и диктуют закупочные цены. Впрочем, если посмотреть на статистику Росстата, то начинаешь конкурентность рынка перестает казаться очевидной.

Производство яиц в январе—марте выросло на 3%, до 9,11 млрд штук год к году. Средние потребительские цены на яйца по итогам марта выросли на 9,32%, до 88,9 руб., средние цены производителей за этот период увеличились на 3,86%, до 63,35 руб. за десять штук, следует из данных службы. Данные статистики приводит газета «Коммерсант».

В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) указывают, что многие сети уже идут навстречу производителям, в том числе отказываясь от применения штрафов за недопоставку и ускоряя пересмотр цен в случае необходимости.

Ситуация на рынке яиц не уникальная. Наценки разница между закупочными и розничными ценами на колбасные изделия составляла в начале года порядка 70 процентов. На отдельные категории колбас она была ниже, но средняя наценка была такой и вряд ли сильно изменилась с тех пор.