Есть мнение, что мамонты утонули и сразу же были вморожены в лёд 12 000 лет назад волной, порождённой смещением полюсов после падения кометы. Это ошибочное мнение. Мумифицированные туши нескольких утонувших в болотах мамонтов оказались в вечной мерзлоте 40-50 тысяч лет назад, вымерли же мамонты окончательно только 4 тысячи лет назад. То есть, мнение ложное, но речь о шерстистых носорогах, которые до воображаемой катастрофы просто не дожили. Их-то не стало на планете уже 14 000 лет назад.
Чем интересны носороги? Пожалуй, тем что они — не мамонты. О мамонтах написано уже очень много, а шерстистые носороги, жившие в ту же эпоху и в тех же условиях, обойдены вниманием. Между тем, об условиях и эпохе они могут поведать не меньше.
Сначала о носорогах. Это представители древнего и — в прошлом — славного отряда непарнокопытных. К этому отряду, достигшему расцвета ещё в палеогене, принадлежали крупнейшие из когда-то живших сухопутные млекопитающие — индрикотерии. Для своего времени гигантские непарнокопытные были животными настолько обычными и, одновременно, знаковыми, что фауну рубежа палеогена-неогена именую «индрикотериевой».
Непарнокопытным повезло стать первым работоспособным проектом крупного травоядного млекопитающего. Хоботные бросили им вызов позже. Парнокопытные же стали играть возрастающую роль в экосистемах лишь в конце неогена. И вопреки традиции, считающей парно- и непарнокопытных родственниками, генетика утверждает, что все линии травоядных возникли независимо. Непарнокопытные родственны хищным, парнокопытные — китообразным. Слоны же — сами по себе.
...Индрикотериевая — укомплектованная разнообразием условных «носорогов» — фауна потерпела поражение от давящей интеллектуальным перевесом слоновой фауны ещё более 20 миллионов лет назад. К наступлению же квартера 2.6 миллиона лет назад и победителей, и побеждённых практически затоптали уже новые хозяева растительноядной жизни — парнокопытные. Взявшие прогрессивной техникой пищеварения, позволивший совместить вегетарианскую диету со стройностью и скоростью лани. Эпоха хоботных и непарнокопытных стремительно катилась к закату. Но… катилась со стороны экватора. Имея фору, слоны и носороги раньше приспособились к суровому климату. Таким образом, можно сказать, что хотя в саваннах уже наступил квартер, тундростепи, занимавшие 100 тысяч лет назад почти всю не покрытую ледниками площадь Евразии, оставались в слоново-носорожьем неогене до конца Вюрмского оледенения.
Такова картина в целом. В деталях же, предки шерстистых носорогов отделились от предков современных яванских около 2 миллионов лет назад в Центральной Азии — севернее Тибета. То есть, уже тогда носороги комфортно чувствовали себя в степях умеренных широт. Шерстистый же вариант сформировался по мере приспособления к морозам высоких широт.
В период Вюрмского оледенения — 110-10 тысяч лет назад — климат Евразии, — там где он вообще оставался, — стал крайне холодным и засушливым. Преобладающим типом ландшафта всё это время являлись тундростепи, отчасти похожие на степи Забайкалья и Якутии. Покрывающиеся густыми травами весной, высыхающие жарким летом и продуваемые очень холодными ветрами зимой. Соответственно, и питались шерстистые носороги травами, — ветви и листья растений, как показали анализы зубной эмали и содержимого желудков (одна мумия самки шерстистого носорога также найдена в вечной мерзлоте), составляли менее 1% рациона… Последнее важно — в сравнении. Мамонты обнаруживали большую гибкость в приспособлении, и находили пищу на территориях покрытых как травами, так и кустарниками или карликовыми лесами.
...Носороги же питались травой, а точнее, — большую часть года, — сеном естественной заготовки. Для чего им, собственно, и требовался грандиозный, достигающий 140 сантиметров в длину передний рог. В качестве оружия (если не иметь в виду нанесение дробящего урона при таране) из-за избыточной длины и изгиба он едва ли мог быть применён. И следы стачивания свидетельствуют о регулярном использовании рога в качестве инструмента. Лопаты, которой сгребался снег, покрывающий траву. Второй же рог, расположенный за первым и более короткий интересен тем, что никакой полезной функции не выполнял вообще. Что, впрочем, вполне объяснимо, поскольку задний рог является у носорогов рудиментом, перешедшим по наследству от эласмотериев. У них-то он был основным, единственным и огромным. Потом только современные носороги отрастили передний рог, постепенно взявший на себя боевые и рабочие функции.
Помимо гигантского рога, — такой уж был нужен, ничего не поделаешь, — шерстистый носорог отличался от современного яванского, естественно, шерстью, позволяющей переносить морозы до -50 градусов, а также коренастым, но очень массивным сложением. Крупнейшие особи, несмотря на короткие ноги, могли достигать 2 метров в холке, длины 4.5 метра и массы 3.5 тонн. И для защиты от хищников этого было более чем достаточно. Однако, одиночный или, максимум, семейный образ жизни сильно снижал возможности носорогов для защиты потомства.
Сравнительно с мамонтами шерстистые носороги являлись менее успешной формой. Численность их всюду была ниже, а ареал — уже. В частности, шерстистые носороги не смогли пройти в Америку через Берингию — суровый и скудный край даже в лучшие времена. Всюду, где ресурсы оказывались ограниченными, и экологический Боливар не мог вынести двух исполинов, носорогам приходилось отступать, оставив ресурсы мамонтам.
Блог с ежедневными публикациями, это не развлечение, а работа. Кошелёк ЮMoney 4100 1168 3178 5907
Фактором неравной конкуренции и было обусловлено «досрочное» вымирание шерстистых носорогов. По мере того, как изменения климата сокращали ареал обитания мамонтов, ареал носорогов сокращался прогрессивно. Уже 16 тысяч лет назад он свёлся к минимуму, а 14 тысяч лет назад шерстистые носороги, видимо, уже полностью вымирают — позже надёжно датированные кости уже не обнаруживаются.
...Допускается, тем не менее, что отдельные небольшие популяции шерстистого носорога могли сохраняться в Восточной Сибири до 11 тысяч лет назад. Но это — максимум. Встречающаяся же иногда версия, согласно которой эти животные водились в Якутии до X века основана лишь вольной трактовке местных преданий, и палеонтологического подтверждения не имеют.