Найти в Дзене
Путешествия, туризм, наука

Как развивалась история туристической рекламы: с XIX века по наши дни

Оглавление

Путешествия в XXI веке – явление распространенное и доступное для многих жителей планеты. Чтобы отправиться в другой город или даже страну сейчас, нам достаточно зайти в интернет, выбрать нужный железнодорожный или авиабилет, забронировать на другом сайте номер в отеле и с радостью в душе ждать предстоящую поездку за новыми впечатлениями.

До ХХ века о путешествиях на расстояние более 100 километров многие люди могли только мечтать, ведь еще 150 лет назад все современные виды транспорта лишь начинали развиваться и не были доступны повсеместно.

Ситуация стала меняться в начале первой половине прошлого столетия, когда на железных дорогах стали ездить пассажирские паровозы, в моря и океаны начали запускать туристические лайнеры, а в небе стали летать не только птицы. Хоть в ХХ столетии путешествия стали возможными для многих жителей планеты, это направление нуждалось в развитии и поддержке.

Ключевую роль в развитии международных путешествий сыграла реклама, которая стала своеобразным символом культуры прошлого, ведь ее продукты отличались особенной креативностью и качеством.

Некоторые рекламные плакаты о путешествиях имеют такую высокую ценность, что их выкупают знаменитые коллекционеры и музеи в качестве почетных экспонатов!

Европейская реклама

Страны Европы почти всегда являлись венцом развития человеческой цивилизации, поэтому все общественные и политические новшества раньше всего можно было встретить здесь.

Зачинателями массовых турпоездок европейцы стали еще в XIX веке, когда здесь начали появляться полноценные путеводители между городами западной части Евразии. В 1841 году Томас Кук создал первый комплексный тур по территории Великобритании и запустил рекламу, освещающее это событие. Поскольку в позапрошлом веке типография и печать картинок почти не были развиты, реклама ограничивалась объявлениями в газетах и на стенах домов.

К концу XIX века популярность туризма в Европе сильно возросла, как и возможности печатных станков. Среди жителей европейских стран стало модным ездить на поездах в страны, где есть горы. Первые рекламные плакаты путешествий в Европе как раз были посвящены поездкам в Швейцарию, Францию или Италию, к горнолыжным курортам.

В 1880 году европейцы научились печатать яркие цветные картинки на бумаге, и с этого момента реклама путешествий стала отдельным видом искусства. Первые художники таких плакатов, например, Альфонс Муха или Анри Тулуз-Лотрек, оставляли на своих работах автографы для повышения узнаваемости.

Рисование рекламных плакатов, посвященных путешествиям к Альпам или другим местам Европы, стало настолько популярно и известно, что по этому виду искусства даже проводили соревнования на Олимпиаде до 1948 года.

В то время особо ценились работы итальянца Франца Ленхарта и француза Роже Бродера – их плакатами были увешаны все крупные города Европы. На них изображались Альпы, Лазурные берега Франции и другие набирающие популярность локации.

Европейцы любили не только путешествовать на поездах к горным странам, но и отправляться в морские круизы по местным морям. Спросом пользовались рейс из Великобритании в Германию, средиземноморские маршруты, а также плавания к другим континентам, чаще всего в Америку.

Именно таким рейсом являлся печально известный «Титаник», затонувший в 1912 году на пути в Северную Америку. На «Титанике» и подобных лайнерах плавали состоятельные туристы, для завлечения которых требовалась качественная реклама.

«Золотым веком» туристической рекламы Европы принято считать десятилетия между Первой и Второй Мировыми войнами. Тогда же был пик популярности морских круизов, что играло на руку художникам и типографиям, получающим выгодные заказы.

Несмотря на то, что самолеты уже через несколько лет затмят собой морской транспорт, в индустрии водных путешествий тогда крутились огромные деньги.

Реклама в США

После завершения Гражданской войны на территории Соединенных Штатов началось активное строительство железнодорожных путей, что внесло крупный вклад в развитие туризма. В 1869 году завершилось создание транснациональной дороги, соединяющей штат Айова и Сан-Франциско.

Сразу же после этого началась активная реклама внутренних путешествий на поезде, и художники в содружестве с печатными домами создавали яркие плакаты, призывающие американцев отправиться на охоту за новым опытом и эмоциями.

Символом той эпохи стали Пульмановские вагоны поездов – максимально комфортабельные, с мягкими широкими сидениями, кондиционерами и хорошим питанием. Явление стало так популярно среди местных, желающих путешествовать с комфортом, что в США такие вагоны считали синонимичным понятиям слову «роскошь».

Полюбили американцы и поездки в собственные национальные парки, которых в Соединенных Штатах насчитывается несколько десятков. Повышению популярности этого направления послужила реклама, печатаемая в газетах и на плакатах.

Реклама призывала жителей покинуть свой пыльный дом, открыть душу исследованиям и почувствовать себя Христофором Колумбом.

Американцы, наполненные духом авантюризма, не всегда хотели дожидаться поездов и часто направлялись на поиски прекрасных видов самостоятельно, что положило начало автомобильным путешествиям по стране.

Изначально автомобили были доступны единицам, позже их смогли покупать больше людей — спасибо Генри Форду.

Реклама в СССР

Внешняя политика новоиспеченного социалистического государства на некоторое время лишила граждан возможности легально выезжать за свои пределы.

Примерно до 1950-х годов привилегия выезжать из СССР была у единиц – государственных служащих, специалистов по обмену, туристических групп, показательно отправленных в дружественные государства.

В 1929 году на территории СССР образовалось общество «Интурист», занимающееся организацией приезда иностранцев в страну на экскурсии, чтобы показать им высокий уровень развития и жизни.

Тогда же и появились первые плакаты, посвященные отрасли туризма и написанные в легендарном советском стиле. К созданию плакатов приложили руку известные художники Сергей Сахаров, Николай Жуков и Алексей Кравченко.

Уже во время «оттепели» граждане постепенно получали возможность выезжать в другие страны, преимущественно состоящие в социалистическом блоке.

Развитие туризма повлекло за собой печать агитационных плакатов, сообщающих, что за хорошую, ударную работу гражданина страны ждет путевка на курорт. К 1970 году было зафиксировано более 26 миллионов туристов, хоть раз побывавших за границей.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал

Читайте также:

Самые переполненные туристические достопримечательности: когда яблоку и правда некуда упасть

Почти все россияне — сезонные мигранты! Куда и зачем мы постоянно переезжаем?

15 самых красивых улиц со всего мира

#путешествия #туризм #история #бизнес и финансы #европа #ссср #сша #культура #отдых #развлечения