Найти в Дзене

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ БОЕВЫМИ ИСКУССТВАМИ

Оглавление

В старые времена воины, чтобы проверить полученные от своих сэнсэев знания, на много лет отправлялись в муся сюгё (воинское путешествие), включавшее в себя посещение известных фехтовальных школ по всей Японии и получение там наставлений. До периода Эдо страна находилась в состоянии гражданской войны и была поделена на отдельные соперничающие и регулярно сражающиеся друг с другом территории (гунъю каккё). Человек, лучше владеющий воинскими навыками (будзюцу) получал большую плату.

Поэтому воины (бугэйся) бросали друг другу вызов и сражались, стараясь
усовершенствовать свои навыки и получить более высокооплачиваемую
работу. Каждый стремился стать лучшим и самым известным будокой страны.

Манака Унсуй, основатель Дзинэнкан
Манака Унсуй, основатель Дзинэнкан

Одним из таким воинов был, конечно, Миямото Мусаси. Излишне говорить, что мирный период Эдо появились тренировки в додзё, так же, как и уличные занятия. Хоть это и отвлечет нас в сторону, я хотел бы рассказать об нескольких воинах, живших в то относительно спокойное время. В последние дни сёгуната Эдо (Бакумацу) было три великих школы. Первая из них, Кёсин Мэйти-рю. Ее основатель Момои Хатиродзаэмон Наотака в возрасте 14 лет обошел всю Японию, изучая различные техники кэндзюцу, иайдзюцу и содзюцу. В возрасте 30 лет он открыл в Эдо зал Сигакукан.
Четвертый глава школы Момои Хатиродзаэмон Наомаса пользовался
большим уважением в сообществе специалистов по боевым искусствам за высокий уровень владения тай-сабаки (перемещениями), которое помогло ему победить многих мастеров в схватках на мечах. Его называли «Курай-ноМомои» («Момои [высокого] уровня»). Основатель второй школы, Хокусин Итто-рю, Тиба Сюсаку, ученик Асари Матасисиро, вошел в Наканиси додзё в Эдо, когда ему было 16 лет. В 28 он получил мэнкё кайдэн. Но он был не удовлетворился своим уровнем и отправился в мусо сюгё. По возвращении в Эдо в возрасте 31 года он открыл додзё Гэмбукан. Зал приобрел большую популярность благодаря упорядоченной системе обучения (которая, кстати, легла в основу кэндо). Его называли «Техничный Тиба». Третья школа — это Синто Мунэн-рю. Сайто Якуро, старший ученик патриарха Фукуи Хёэмона, открыл в Эдо Рэнпэйкан когда ему было 28 лет. Его кэндзюцу было мощным и завораживающим. Его прозвали «Тикара-но Сайто» («Мощный Сайто»).

Я назвал только три додзё, но в тот золотой век их было несколько тысяч.
Несмотря на расстояния и время, все знаменитые мастера меча пересекали Японию в муся сюгё. Самурай шел в горы и леса, где совершенствовал свои навыки, используя для тренировки водопады, деревья и камни, диких зверей и птиц. При этом проявлялись новые навыки, которые самураям по возвращении проверяли в бою. Я не мог подобно самураю эпохи Эдо заняться такой практикой. Вместо этого я полностью сосредоточился на кэйко. После окончания школы я тренировался сам (хитори-гэйко) и тщательно отрабатывал ту технику, которой меня научил Хацуми-сэнсэй. Я часто проверял свои движения в зеркале, добиваясь абсолютно точного исполнения. Во время моей учебы в Национальной Академии Обороны я тренировался среди волн, накатывающихся на пляжные камни.

Во время учебы в Академии.
Во время учебы в Академии.

В Национальных силах самообороны мы изучали дзюкэндо (штыковой бой) и армейский рукопашный бой. На соревнованиях я использовал техники Будо, которым меня научил Сокэ и легко победил. Было весело, правда потом меня дисквалифицировали за нарушение правил. Я разрубал брошенные в меня снежки, забивал гвозди кончиком шеста, отрабатывая цки, рубил палкой ветви деревьев. Я здорово разозлил родителей, уничтожив все деревья в саду. Я рубил макивары или бамбуковые стебли настоящим мечом. Помимо деревьев, родители негодовали из-за того, что я наделал дыр в стенах, тренируясь с сюрикэнами. Для отработки китокэн я использовал деревья и камни. Сюто, фудокэн и сякокэн тренировались с помощью песка и глины. Для подготовки кончиков пальцев к выполнению сиканкэна я отжимался от татами и бил в диванную подушку. Это очень эффективный способ, я всячески его рекомендую.

-4

а, мне кажется, я был весьма неплох. Обычный человек может приобрести
неординарные способности если будет настойчиво и бескомпромиссно
стремиться к этому.
Многолетние тренировки без смысла неэффективны. Существенная часть кэйко, танрэн, требует многократного, сотни раз, повторения вадза или ката, пока тело не запомнит движения. После этого надо сделать упор на оживление техники собственным талантом и создании собственных методов кэйко. Это потрясающе важно. Необходимо представлять движения противника и противостоять им быстрыми уходами (тай сабаки). Вы должны добавить в ката кан (медлительность), кю (скорость), кё (силу) и дзяку (слабость). Когда вы достаточное время попрактикуете это, движение станет естественным и появиться собственная манера его выполнения.
На этом этапе вы станете первоклассным будокой, и никто не сможет сравняться с вами. То есть, неординарные способности приходят к тому человеку, который обращает внимание на внешне незначительные детали. Кэйко должно давать понимание логики и причин старых техник, их
практику. Другими словами, тренируя технику, человек постигает сущность природы и потому при их изучении используется термин кэйко, характерный для японских видов искусства – будо, кадо, садо, кодо, классических японских танцев, и.т.д.
Рэнсю (практика) означает повторения движений для изучения и получения прогресса. Поскольку целью спорта является улучшение и прогресс, в нем используется термин рэнсю. В общем, можно получить
мэнкё-кайдэн, непрерывно тренируясь день и ночь 1000 дней. Чтобы развить сильный характер надо продолжать эту кэйко всю жизнь. Вы можете достичь всего этого даже самостоятельно, если поддерживаете сильную волю и не поддаетесь давлению обстоятельств.

Источник: Манака Унсуи. Размышления

МИЯМОТО МУСАСИ: ЖИЗНЬ С ОРУЖИЕМ В РУКАХ

-5

Миямото Мусаси - самый почитаемый и знаменитый фехтовальщик в истории Японии. Однако лишь немногие из многочисленных работ, посвящённых этому загадочному воину, опираются на первоисточники. Ещё меньше работ посвящено эмоциональным потрясениям, которые подтолкнули его к тому, чтобы стать лучшим в своём деле. Это первая биография, которая выполняет эти задачи и использует богатство забытых или недавно обнаруженных материалов.

Уильям де Ланге перевёл все известные тексты о Мусаси и на основе своих исследований осветил спорные и даже неизвестные события из жизни фехтовальщика. Среди них - источник его непростых отношений с отцом, его местонахождение во время битвы при Сэкигахаре, его героизм во время летней осады замка Осака и приключения в последующие годы. Мы узнаем о скрытом гневе, побудившем его убить своего первого противника на дуэли в возрасте двенадцати лет, о его стремлении уничтожить известный клан фехтовальщиков Ёсиока и о тщательно организованном поединке с Сасаки Кодзиро на острове Гэнрю. Также узнаем о его приёмных сыновьях и их судьбе, а так же о родном ребёнке Мусаси, о котором почти не упоминается в современных источниках. И наконец, мы проследим за тем, как создавалась его «Книга пяти колец», которая стала итогом его боевой философии.

Превзойдя своих учителей и сверстников, Мусаси создал беспрецедентную в истории японских боевых искусств школу фехтования боя двумя мечами - Нитэн Ити-рю. Влечение к хаосу битвы соперничало с радостью от созерцания красоты, а постоянное стремление к совершенству в своём искусстве лишало его эмоциональных связей, по которым он так тосковал. Сложный портрет Мусаси, который вырисовывается здесь, далёк от того образа, что был создан в художественно литератору, кино и фольклоре.

ОЗНАКОМИТЬСЯ С КНИГОЙ

НАВЫКИ НИНДЗЯ. УРОК 10: СЛЕДОВАНИЕ ПУТИ
БУСИДО 武士道: ПУТЬ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ5 мая 2022