Способность человека мыслить, притом не только конкретно, но и об отвлеченных вещах — его сущностная черта. Без мышления мы — не люди в полном смысле слова. Философия давно задалась вопросом о том, какова природа нашего мышления, является ли сознание врожденным свойством хомо сапиенса или приобретенным? Вопрос дискуссионный, как и все в философии. Однозначного ответа нет, но есть разные точки зрения.
Вопрос о природе нашего сознания имеет два основных ответа, которые оформились в подходы, названные нативизмом и эмпиризмом. Рассмотрим их.
Подписывайтесь и на другой мой блог "Личное мнение о людях и событиях"! А также на канал моего мужа Александр имхо.
Нативисты считают, что в своих наиболее существенных аспектах сознание нам врождено. Эмпиристы же говорят, что развитие сознания невозможно без получения знаний извне, из опыта. Надо сказать, что внутри и нативизма, и эмпиризма есть различные течения, которые отличаются акцентированием тем или иных элементов нашего представления о мире, а также тем, что немного по-разному определяют понимание и обучение, понятие опыта и изначально данного знания. Но, тем не менее, в целом нативизм и эмпиризм выступают как две достаточно целостных учения.
Если говорить о родоначальниках обеих точек зрения, то классическим выразителем нативизма был Платон, а эмпиризма, соответственно, Аристотель. Эти двое, даром что были связаны дружескими узами и отношениями учитель-ученик, почти по всем вопросам выступали оппонентами.
Если нативизм имел много сторонников в античной философии и далее в средние века, то, начиная с Нового времени, когда рационализм в европейской мысли занял ведущие позиции, пришла пора эмпиризма, который до того был на вторых ролях. То, что какие-то характеристики сознания могут быть врожденными, с точки зрения большинства философов и ученых XVIII-XIX веков было ненаучным и, следовательно, неверным мнением. Все, что связано с сознанием, однозначно считалось объяснимым с позиций опыта. Однако, в середине ХХ века с появлением концепции Ноама Хомского ситуация несколько изменилась.
Хомский рассматривал сознание в контексте языка. Он утверждал, что грамматика любого языка заложена в сознание человека изначально, поэтому, начиная говорить, люди делают это интуитивно правильно. Эмпиристы, конечно, возражают на это, говоря, что грамматическое строение языка усваивается человеком опять-таки опытным путем, в процессе общения с другими людьми.
Кто прав? Как я говорила выше, однозначного ответа нет.
#философия #мышление #логика #сознание #человек
Читайте еще на моем канале:
Чем культурные процессы отличаются от других социальных процессов
Что такое биоэтика, и чем она занимается
А вот еще интересное в блоге моего мужа:
Четыре произведения немецкого экспрессионизма в кёльнском Музее Людвига, которые я запомнил