Ее имя было Виржини Готро. Но, скандал превратил ее навечно в мадам Икс. И чуть было не закончил карьеру 28-летнего Джона Сингера Сарджента, когда он выставил ее 1884 году и потряс Париж ее провокационной позой.
Интересный факт состоит в том, что в оригинальной версии художник еще больше подчеркнул ее чувственность тем, что сбросил бретельку с ее правого плеча. Сейчас на ее портрете ремешок на своем месте.
Сарджент решил переписать картину.
Он хранил полотно всю жизнь у себя в мастерской. Пока наконец ее не купил музей Метрополитэн в 1907 году. Позже художник заявил, что считает мадам Икс своей лучшей работой.
Очень интересно, ведь это говорит художник, который в 23 года восхитил Париж портретом своего учителя Каролус-Дюрана (Carolus-Duran).
В 24 он написал этот портрет.
А в 25 вот этот.
Большой портрет Парижского доктора гинеколога-плейбоя Поцци. Эта работа считается шедевром.
Художник Джон Сингер Сарджент
Сарджент родился в 1856 в Италии во Флоренции. Его родители американцы. Все свое детство он провел в Европе. Он рос в насыщенном культурой пространстве. Жил в различных городах, знакомился с искусством, посещал музеи.
Он свободно говорил на английском, испанском, французском, итальянском и немецком языках. Кроме того он был талантливым музыкантом и играл на пианино.
Сарджент получал заказы от богатых людей и прославился своими сочными, льстивыми портретами.
Подумай о золотом веке, о сверкающей эпохе утонченности и новых денег
В конце 19 века Джон Сингер Сарджент писал и жил на средства от заказных портретов.
И это именно то, за что его больше всего критиковали. Однако он писал не только портреты на заказ. Ведь его круг общения это и художники и музыканты и актеры и писатели. Когда он писал их портреты, ему уже не нужно было льстить.
В таких работах он действительно показывал настоящий характер человека, а также свое отношение к нему.
Художника интересуют сюжеты и зарисовки из повседневной жизни.
В своих работах он пишет то, как художники рисуют
Певцы поют
Актеры играют роли
Танцовщицы танцуют
Карменсита с верхнего портрета к слову сказать была в то время известной испанской танцовщицей.
Сарджент в одной из своих работ попытался запечатлеть ее в движении, когда увидел танец Карменситы в Нью-Йоркском Мюзик Холле.
Также Сарджент писал своего друга французского импрессиониста Клода Моне в студии.
И на пленэре, где Моне сидит на своем табурете, держа в руках палитру. Картина над которой работал Моне в настоящий момент находится в галерее изящных искусств в Бостоне США. В фотогалерее сверху вы сможете увидеть эту работу. Данная работа Сарджента была написана под сильным влиянием импрессионистов. Это очень четко видно в манере его письма и в используемых цветах.
Со временем Сарджент теряет интерес к работе на заказ. А также к работе над большими портретами. Особенно после его фиаско 1884 года с портретом мадам Икс.
Он уезжает в Британию. И начинает работать акварелью. И кстати говоря, акварели Сарджента считаются одними из лучших в истории искусства.
В 1907 году Джон Сингер Сарджент делает официальное заявление, что не будет больше писать портреты на заказ. Он занимается только тем, что ему нравится. И делает только то, что сам хочет.
Хотя спустя столетие, можно сказать, что именно те работы, те портреты, которые были написаны художником в ранний период творчества наиболее ценны для искусства.
Самое странное, что Сарджент почти никогда не писал сам себя. Его единственные автопортреты были сделаны на заказ для других людей и почти ничего не говорили о нем самом.
Заключение
В заключение хочу заметить, что имя выдающегося художника прошлого Джона Сингера Сарджента хорошо известно в мире, но почти не известно у нас в стране. В истории искусства, которую нам преподавали в институте такого имени или вообще не произносили, или говорили вскользь. Считаю, что это не совсем правильно. Ведь искусство Сарджента поистине замечательно. Он жил, дружил и творил вместе с другими великими и признанными гениями своего времени, такими как Роден, Моне, Стивенсон и тд.
Также хочу сказать, что на работах столь сильного мастера можно и нужно воспитывать правильный художественный вкус портретной живописи. Особенно учитывая засилье в современной живописи ужасных и низкокачественных с художественной точки зрения "портретов на заказ по фотографии", "портретов в образе" и так далее.
Кроме того сама техника Сарджента также может и должна изучаться художниками для совершенствования живописного мастерства. Изучение и копирование мастеров прошлого как я всегда говорю - это путь к совершенствованию в живописи.
Спасибо, что дочитали до конца. Надеюсь, вам также понравилось творчество Сарджента. Напишите в комментариях ваше мнение о художнике. Всем творческих успехов!
Источники, использованные при написании статьи:
https://www.clarkart.edu/artpiece/detail/Carolus-Duran
https://www.youtube.com/channel/UCVT1tPkR-fUVlO652EcO3ow
Мой сайт: