Найти в Дзене
КиноРаритет

Два страшных фильма — украинский и российский — пугали дедовщиной в советской армии

Оглавление

Помню, как в школьном детстве через старших братьев и приятелей со двора до нас, мальчишек, доползали слухи о тех ужасах, которые творятся в советской армии: о бессмысленных приказах, об издевательствах и избиениях. И это никак не вязалось с образом совейтского солдата. Ведь по телевизору и в фильмах их показывали бравыми, подтянутыми, вежливыми, обаятельными.

Так получилось, что розовые очки относительно отечественной армии, старательно напяливаемые на советскую молодёжь, с меня спали ещё до Перестройки (почему именно, можно узнать в полной версии текста на Патреон-канале КиноРаритета). И когда «стало можно», я уже с большей верой воспринимал фильмы про дедовщину.

«Кислородный голод» (1991)

Среди первых фильмов про неуставные отношения в армии был этот, украинского производства. Мрачный, почти чернушный, он начинался с абсурдистской сцены в метро, где призывникам командиры не дают спуститься с эскалатора, заставляя бежать на месте по двигающимся вниз ступенькам. Примерно тем же и продолжился. Весь фильм — это череда дурацких приказаний и нескончаемого потока оскорблений одних солдат другими.

Самая большая кинозвезда в фильме «Кислородный голод» - Алексей Горбунов
Самая большая кинозвезда в фильме «Кислородный голод» - Алексей Горбунов

Главный герой вычисляется в фильме не сразу. Поначалу он сливается с общей массой новобранцев и уже почти отслуживших своё «дедов». А выделяться начинает, проявляя упрямый характер. Он не прогибается под ждущих дембеля обормотов, с дерзкой улыбкой сносит от них тумаки, а в важной сцене, где на нём поджигают промасленную одежду, не носится панически в поисках воды, а наоборот бросается к цистерне с нефтью, грозя взорваться вместе с обидчиками. И упрямство это вызывает у зрителя ужас не меньший, чем те унижения, которые весело, с шуточками обрушивают «дембеля» на вчерашних школьников. Ведь совершенно понятно, что такого вот смельчака и упрямца ломать будут, пока не доломают.

Главный герой фильма «Кислородный голод» время от времени переходит на украинскую мову
Главный герой фильма «Кислородный голод» время от времени переходит на украинскую мову

Снят «Кислородный голод» довольно «грязно» и неряшливо. Но это ему даже идёт, поскольку разворачивается всё действие в грязных и неряшливых казармах и внешне подчёркивает внутреннее «неряшливое» состояние душ и разума персонажей.

Ещё один заметный актёр в фильме «Кислородный голод» - Виктор Степанов
Ещё один заметный актёр в фильме «Кислородный голод» - Виктор Степанов

«Караул» (1989)

Ещё более страшный фильм про неуставные взаимоотношения в советской армии снял Александр Рогожкин. И это удивительно, зная, что в скором времени этот же режиссёр порадует зрителя душевными комедиями про разные там «национальные особенности» с их мягким юмором. «Особенности национальной армейской службы» у него получились совсем несмешными и недушевными.

Цвет появляется в конце фильма Александра Рогожкина «Караул», когда кажется, что у главного героя есть ещё какая-то надежда
Цвет появляется в конце фильма Александра Рогожкина «Караул», когда кажется, что у главного героя есть ещё какая-то надежда

Главный герой «Караула» вовсе не так принципиален и дерзок, как центральный персонаж «Кислородного голода». Он выполняет приказания, терпеливо сносит колкости в свой адрес и несёт службу достаточно усердно. Но хватает и того, что он отстранён от происходящего, он будто со стороны наблюдает за происходящим. И этого становится достаточным, чтобы раздразнить сослуживцев. Шпынять они его столь же жёстко, как в фильме украинского производства. Это неминуемо ведёт всех персонажей — и рядовых, и сержантов, — к трагической развязке.

Одну из основных ролей в фильме Александра Рогожкина «Караул» сыграл возмужавший до неузнаваемости «Буратино»
Одну из основных ролей в фильме Александра Рогожкина «Караул» сыграл возмужавший до неузнаваемости «Буратино»

Фильм у Рогожкина получился клаустрофобным, ведь суровость и несвобода армейской жизни подчёркивается в нём и обесцвеченной «картинкой», и местом действия — арестантским вагонам, в котором служивые конвоируют приговорённых к строгому режиму заключения. К своим «подопечным» солдаты относятся отвратительно, заставляя их «стучать» и разговаривая с ними исключительно покрикиваниями. Но друг к другу они относятся ещё хуже.

Мягкий и интеллигентный Никита Михайловский («Вам и не снилось») неожиданно появился в «Карауле» Александра Рогожкина в роли зэка-стукача
Мягкий и интеллигентный Никита Михайловский («Вам и не снилось») неожиданно появился в «Карауле» Александра Рогожкина в роли зэка-стукача

При всей мрачности и отсутствия и тени шутливой интонации, в «Карауле» всё же видны только-только намечающиеся узнаваемые черты творчества Рогожкина. В актёрский состав он включил Алексея Булдакова, который впоследствии станет обязательным атрибутом рогожкинских комедий (только в «Карауле» он ещё пока не генерал). А в некоторых сценах в простой и прямолинейный сюжет вдруг прорывается нездешняя, метафизическая символика.

Снимая фильм «Караул» Александр Рогожкин не обошёлся без Алексей Булдакова, который станет постоянным участником его будущих постановок
Снимая фильм «Караул» Александр Рогожкин не обошёлся без Алексей Булдакова, который станет постоянным участником его будущих постановок

А вы какие фильмы про армейскую дедовщину можете вспомнить?