Есть два способа тратить деньги: расточительность и бережливость. От того, как тратятся деньги, зависит, увеличивается капитал или нет. С одной стороны, это очевидная мысль, все понятно. С другой стороны, если размышлять о расходах в разрезе не только нашего частного капитала, а капитала общества, то картина становится более масштабной для понимания.
У меня есть Телеграм-канал про экономику и то, что происходит в России сегодня. Заходите :)
Расточительность капитала
Великие нации никогда не беднеют из-за расточительности и неблагоразумия частных лиц, но они нередко беднеют в результате расточительности и неблагоразумия государственной власти.
(Адам Смит)
Понятное дело, что обычный человек из региона России с зарплатой 35 тыс рублей, как бы он не хотел, вносит или НЕ вносит микроскопический вклад в развитие или расточение капитала общества / страны.
Другими словами, на капитал страны существенно влияют состоятельные люди и государство.
Расточительность правительства, как видно из цитаты Смита выше, более пагубна, чем расточительство частного лица, даже очень богатого. Расточительность правительства любой страны задерживает рост ее богатства и культуры.
Однако даже при самом негативном сценарии, она (расточительность) не может остановить его полностью.
Тут, получается, можно выдохнуть, ибо остановить развитие России полностью не получится.
Бережливость
Когда (Если?) появляются новые свободные деньги, у частного лица есть два способа начать тратить их.
- Можно начать тратить деньги на предметы, которые потребляются немедленно. Трата денег на такие предметы сегодня не может ни облегчить, ни улучшить расхода на них завтра.
- Или можно тратить новые "лишние" деньги на более прочные, масштабные предметы, которые сегодня могут облегчить, улучшить или повысить пользу расходования денег на них завтра.
Другими словами, начав получать больше денег в месяц, можно накупить себе новых платьев, начать покупать еду в дорогих гипермаркетах, купить новую шубу или более дорогую машину. Это трата, расходы одного дня, которые никак не увеличивают капитал общества. Деньги на ветер.
Причем, чем больше буду расти доходы, тем больше денег на ветер будет улетать.
Или же можно расходовать деньги на что-то существенное: недвижимость, активы, с которых будет идти доход, и которые сами по себе будут расти в цене.
Если миллионное население России задумается о различии способах трат своих зарабатываемых денег, то, быть может, и капитал общества начнет расти? Со временем?
По данным Росстата реальные располагаемые доходы населения в IV квартале 2021 года выросли на 0,5% (квартал к кварталу прошлого года). За год рост реальных доходов населения составил 3,1% (к аналогичному периоду прошлого года).
Растут ли ваши доходы? И какой способ тратить вновь прибывшие свободные деньги вам ближе?
Действительно ли в условиях нестабильности / незащищенности экономики потребление падает? Как бы не так.
Пандемия наглядно показала, что потребление населения и расходы населения выросли. Правильнее будет сказать, они выросли внутри страны, ибо границы закрыли и все, что тратили за границей, теперь потратили на территории страны. Вот и все.
Никакого роста доходов в период пандемии, разумеется, не произошло.
Однако экономическое сообщество не успокаивается. Есть теория благоразумия, которая как раз и настаивает на том, что в условиях кризисов, ненадежности, нестабильности (insecurity) экономики, потребление должно снижаться.
К таким явлениям insecurity можно отнести следующие события:
- проблема ожирения (Smith, Stillman and Craig, 2013);
- уровень суицидов (Reeves et al., 2012);
- здоровье нации (Rohde et al., 2016; Lepinteur, 2021);
- уровень рождаемости (Clark and Lepinteur, 2022);
- уровень браков (Clark, D’Ambrosio and Lepinteur, 2020);
- отношение и поведение при голосовании (Guiso et al., 2017; Guriev and Papaioannou, 2020);
- насилие с применением огнестрельного оружия в американских школах (Pah et al., 2017).
- ну и февральские события 2022-ого года в России - сюда же.
Так и что? Начинают ли люди сберегать больше, когда экономика в состоянии ненадежности? Или тратят столько же? А может, больше?
Очевидно, что сейчас самое время еще раз проверить эту гипотезу, насколько у людей включается risk aversion (воздержание от риска) и насколько уверенно люди справляются с подобными экономическими шоками. Давайте посмотрим, какие получаются выводы.
В исследовании всю продуктовую корзину разделим на группы товаров: "Сигареты и табак", "Алкоголь", "Продукты", "Обеды вне дома", "Мужская одежда и обувь", "Женская одежда и обувь", "Детская одежда и обувь", "Частное медицинское страхование", "Вознаграждения врачам", "Лекарства, рецепты, фармацевтические препараты", "Автомобильное топливо", "Ремонт автомобиля, техническое обслуживание", "Общественный транспорт и такси", "Домашний ремонт, бытовые расходы на неполадки дома", "Счета за коммунальные услуги", "Мобильная связь, оплата домашнего интернета", "Страхование (авто, жизнь, имущество)", "Расходы на обучение (свое или ребенка)".
Методы исследования:
- панельная log регрессия;
- principal components analysis with varimax rotation;
- OLS fixed effects regression (чтобы удерживать постоянной гетерогенность домохозяйств).
Данные собраны за 2006-2018 гг путем опроса, где Y (зависимая переменная) = уровень экономической ненадежности, X (регрессор, независимая переменная) и ряд контрольных переменных.
Результаты исследования
Вывод 1 - На еду тратится 39% всех доходов, включая еду вне дома.
Вывод 2 - Совокупное потребление действительно падает.
Вывод 3 - Чем больше у домохозяйств risk aversion (воздержание к риску) или income uncertainty (неопределенность дохода).
Получается, что если мы по жизни всего боимся сильнее соседа), то и потребление действительно падает в таких семьях сильнее, они активнее экономят средства.
Вывод 4 (самый интересный) - Чем нужнее предметы потребления, тем слабее эффект ненадежности экономики.
Другими словами, какие бы шоки не происходили в экономике на еду, здоровье, медицину, ипотеку и страховку люди тратят деньги, как и прежде, независимо от экономического шока.
А вот на сигаретах, одежде детей и качестве бензина - существенно экономят.