В первые годы Великой Отечественной войны Красная армия о таких вездеходах только мечтала. Советский автопром с невероятным скрипом осваивал многоцелевые компактные полноприводники, способные выступать в роли как командирских или связных машин, так и легких артиллерийских тягачей. По ряду причин и ГАЗ-61, и ГАЗ-64 не вышли в войсках из разряда экзотики, штучного товара – общий тираж этих моделей не превысил тысячи единиц.
Неудивительно, что при столь остром дефиците американские «Виллисы» и «Доджи» стали хитами ленд-лиза. Причем аналогов последнему промышленность СССР вообще не выпускала: автомобили серии T214 (код в армии США – G502), беря на борт до 750 кг или ¾ тонны, по факту занимали нишу между легковушками и грузовиками.
Как раз по аналогии с газовскими «Полуторками» и зисовскими «Трехтонками» к заморским гостям приклеилось прозвище «Три четверти».
У нашего солдата все просто – сколько везет, так и называется.
Но не одной лишь безысходностью объясняется успех импортных «Доджей» в РККА. Закаленные в жарких рыночных баталиях штатовские коммерсанты предложили вездеход Т214 сразу в ассортименте вариантов, буквально на любой армейский вкус – от командирского и санитарного исполнений до штабного радиофургона, мастерской и подвижной огневой точки. Выбирать было из чего.
Однако львиную долю из отправленных в Советский Союз с 1942 по 1945 годы 25 тысяч (по американским данным) полноприводников составили все же базовые модификации WC-51 и WC-52 – своего рода утилитарные пикапы, предназначенные в том числе для буксировки орудий или прицепов. Для справки: WC – вовсе не «ватер-клозет». Часто индекс расшифровывают как Weapon Carrier – «носитель вооружения». Хотя формально литеры обозначают модельный год и грузоподъемность согласно внутренним нормам производителя.
Dodge WC-52 выгодно отличается от версии WC-51 (таких сделали в два раза больше – 124 тысячи штук) наличием передней лебедки самовытаскивания с механическим приводом от трансмиссии автомобиля.
Как раз подобную машину с усиленным внедорожным оснащением демонстрируют на московской выставке «Моторы войны». Интересно, что в Красной армии этот конкретный экземпляр не служил. Говорят, он высадился в Нормандии в 1944 году, участвовал в боях, да так и осел в Европе после войны. В 2013-м участник военно-патриотического клуба «Дивизион» приобрел Dodge WC-52 в Нидерландах и привез в Россию.
Другой любопытный факт: автомобиль сохранился в полном здравии, реставрировать 80-летний «Додж три четверти» не пришлось. Разве что уточку в корзине по понятным причинам заменили искусственной.
Похвальная выносливость даже в жестких условиях эксплуатации – еще одна причина популярности внедорожников семейства T214. Простая и надежная конструкция показала себя с лучшей стороны. Хотя не обошлось в WC-52 и без типично американских реверансов в сторону комфорта, за которые советские армейские водители тоже уважали ленд-лизовские вездеходы.
А раз так, есть смысл присмотреться к WC-52 повнимательнее: чем же выделялся этот Dodge в инженерном и шоферском аспектах на фоне советской техники, а чем походил на отечественные модели?
В плане архитектуры ходовой части «Додж три четверти» – внедорожная классика: неразрезные мосты связаны с лонжеронной рамой продольными полуэллиптическими рессорами. На каждой из осей предусмотрены рычажные амортизаторы. Поворот передних колес при передаче на них крутящего момента обеспечивали ШРУСы (шарниры равных угловых скоростей) типа «Бендикс-Вейс».
Клиренс внушительный (27 см), под днищем в пределах колесной базы ничего не выпирает, но смущает коробчатый бензобак в заднем свесе – как бы не пробить при съезде с препятствия или движении задним ходом по бездорожью.
Обратите внимание на колеса: древние покрышки потрескались от времени, но давление держат. Обод разъемный, что облегчает замену шин в полевых условиях.
К откидному заднему борту приторочен набор добротного шанцевого инструмента (топор, лопата, разборная кирка). Слева хорошо заметен массивный антенный вывод – Dodge WC-52 могли радиофицировать.
В цельнометаллическом кузове обустроили пару продольных лавок. Часть жестких сидушек откидывается, открывая доступ к хозяйственным рундукам.
А теперь небольшой квест-считалочка. Попробуйте до просмотра видео угадать, сколько человек вмещает «Додж три четверти».
Разумеется, бойцов в полной амуниции в кузов внедорожника упакуется меньше, однако для перевозки пехотного отделения или артиллерийского расчета WC-52 сгодится.
Перейдем к передним креслам. По советским канонам справа спереди сидит старший машины. И американские разработчики сделали все, чтобы командир залезал внутрь «Доджа» с достоинством – грамотно распределенная укладка совершенно не стесняет вход-выход.
А вот водителю приходится протискиваться между кузовом и запасным колесом.
Впрочем, при должной сноровке даже рослому человеку это упражнение не доставляет проблем. А в случае обстрела запаска обеспечит пусть невеликую, но все же дополнительную защиту.
Конечно, открытую с боков кабину без дверей и с мягкой крышей в виде матерчатого тента сложно назвать удачной конструкцией для наших суровых погодных условий: зимой донимает мороз, весной и осенью – грязь, летом – пыль. По этой причине «Три четверти» не прижились впоследствии в мирном народном хозяйстве.
Зато в остальном Dodge на фоне советских машин – образец гуманного отношения к экипажу. Так, например, водителю и командиру выделили очень мягкие и удобные (по меркам военной техники) кресла-«пуфики».
Передняя панель по-армейски лаконичная, но зато весьма информативная.
В частности, «парад планет» комбинации приборов сообщает о скорости, пробеге, запасе топлива, температуре охлаждающей жидкости, уровне зарядки, давлении масла в системе смазки. Надо только привыкнуть к непривычным «имперским» величинам измерения вроде миль и градусов Фаренгейта.
Кстати, в интернете встречаются упоминания, будто «Доджи» семейства T214 с завода шли с 12-вольтовым электрооборудованием. Однако владелец уверяет, что этот экземпляр изначально имел бортовую сеть на шесть вольт – впоследствии проводку переделали.
Для забывчивых воинов добавили информационные таблички в изобилии: как сливать воду из системы охлаждения и на какой передаче с какой скоростью можно ехать; обозначены схемы переключения четырехступенчатой коробки, активации переднего моста и лебедки Braden MU2. Вот только с английским языком у бойцов РККА обычно было туго, так что польза от подсказок стремилась к нулю.
Несмотря на частокол торчащих из пола рычагов, разбираешься в их назначении быстро: левый управляет лебедкой, самый длинный – коробкой передач, дальше идет стояночный тормоз, а справа расположен трансмиссионный переключатель.
Привод стеклоочистителей вакуумный. То есть частота взмахов щёток меняется вслед за режимом работы двигателя. На случай неисправности предусмотрено дублирующее ручное управление. При необходимости ветровое стекло открывается вверх или откидывается целиком вперед.
Заглянем под капот «Доджа три четверти».
Боковые створки открывают доступ к рядной 3,8-литровой бензиновой нижнеклапанной «шестерке» T215 мощностью 92 л.с. – близкой родственнице мотора ГАЗ-11, который долгое время выпускали в СССР и ставили, помимо прочего, на легкие танки Т-60 и Т-70, послевоенные грузовики ГАЗ-51 и ГАЗ-52.
Запускается заслуженный агрегат с полоборота. Работает тихо и мягко, как и положено двигателю подобной конфигурации, хорошо уравновешенному от природы.
Примечательный момент: понижающей передачи раздаточная коробка «Доджа» лишена, отчасти демультипликатор заменяет короткая первая ступень в четырехступенчатой механике. Сегодня такое решение встречается на полноприводных Renault Duster.
WC-52 довольно дружелюбен к водителю. Усилителя руля нет, но сопротивление на ободе адекватное; привод тормозов гидравлический; синхронизаторы в коробке передач отсутствуют, однако при базовом навыке переключений с «двойным выжимом» ступени втыкаются мягко, без хруста.
При этом Dodge и с полным кузовом людей оказался резвым. Владелец раритета рассказал, что WC-52 без труда набирает 100 км/ч. Вот только кушает при бодрой езде до 30-40 литров бензина на каждые 100 км пути.
Хотя, на мой взгляд, это разумная плата за удачную комбинацию умений. Dodge WC-52 – вместительная, проходимая, проворная машина без сомнительных конструктивных экспериментов и неуместных усложнений. Удобный рабочий инструмент для решения армейских транспортных задач, без которого Красной армии пришлось бы куда сложнее на переломном этапе войны.