Каждый год миллионы старшеклассников подвергаются сильному стрессу из-за родителей, учителей и массмедиа. Причиной является сдача единого государственного экзамена и поступление в высшие учебные учреждения. Старшее поколение, непонимающее сложности данных вещей, сильно давит на юношей и девушек, которым и так сложно, ведь перед ними стоит выбор дальнейшего жизненного пути. В данном проекте приведены различные исследования, которые доказывают опасность и вред стресса.
Актуальность связана с тем, что почти все подростки сталкиваются с трудностями в 11 классе, связанными со сдачей экзаменов. Цель данной работы — осветить проблему опасности стресса для подростков. Задачи — изучить и проанализировать материалы предыдущих исследований на эту тему, найти способы решения проблемы. Я решила провести опрос и составить диаграммы на основе ответов.
Ранние исследования на эту тему
В 2020-ом году Тутжаров К, А., Тимаккина В. В., Шкунова А. А. провели исследование на 60 выпускников 9 и 11 классов. Они выяснили, что у выпускников в среднем в сутки 15 часов уходит на учёбу и подготовку к экзамену. В свободное время были включены такие события как прием пищи, время в пути, личная гигиена и т.д. Не следует забывать, что детям нужно еще спать, делать домашнее задание и дела по дому. Сон, кстати говоря, в среднем у выпускников занимает 5 часов при норме 7-8 часов. Отсюда следует, что отсутствие времени на отдых сильно сказывается на физическом и психологическом состоянии подростков.
В следующем исследовании С. Н. Костроминой и А. Е. Писарева 2017 года было обследовано 25 учеников гимназии во время экзаменов. В качестве основного метода была выбрана телеметрическая кардиоритмография. Стресс-реакции фиксировались у учащихся уже при чтении инструкции, их количество увеличивалось походу экзамена, достигая максимума к завершению выполнения работы. Зафиксированы различия в уровне стресса между учащимися, получившими различные оценки: больше всего стресс реакций зафиксировано у учеников, получивших оценку «хорошо», меньше всего у тех, кто получил «удовлетворительно». В результатах исследования показано, что ОГЭ и ЕГЭ являются крайне стрессогенными событиями: в среднем учащиеся порядка трети всего времени выполнения заданий экзамена находились в состоянии стресса. Данные события оказывают сильное влияние на психофизиологическое состояние выпускников.
Все же стресс дети испытывают не только во время самого экзамена, но и на протяжении целого года, а то и двух, начиная с 10-го класса. Такой длительный стресс может иметь более серьезные последствия. Так, по числу суицидов среди несовершеннолетних Россия занимает первое место в мире. Среди причин смертности подростков самоубийство занимает третье место сразу после тяжелых травм и неизлечимых врожденных болезней. По данным официальной статистики, от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, что составляет 12,5% от общего числа умерших от неестественных причин.
Так, в июне 2018 года 17-летняя школьница из села Токаревка была найдена мертвой после ЕГЭ по математике. По данным местного издания, незадолго до смерти девушка часто говорила о своем страхе не сдать экзамен по математике. Издание также пообщалось с подругой погибшей, которая выразила мнение, что к самоубийству школьницу также могло подтолкнуть давление со стороны учителя по математике. «Возможно, она и хотела, чтобы школьница начала учиться, но ей это не дано. Вечные ее эти фразы «ты не сдашь», по моему мнению, могли повлиять на всю эту ситуацию», — пояснила жительница Токаревки.
«Не сдашь, можешь домой не возвращаться», «Ты нас на всю республику опозорил, тебя выгонять надо», «Все сдать могут, а ты — нет» — все эти фразы были сказаны покончившим жизнь детям, совсем юным девушкам и парням, чьи жизни, казалось бы, только начинаются. Задача учителей и родителей не ухудшить психологическое состояние детей, а наоборот, дать понять, что ЕГЭ — всего лишь этап жизни, который нужно пройти.
Мое исследование
В этом году мной проводилось исследование, в нем участвовали как мои одноклассники, так и обычные пользователи социальной сети Твиттер, где был опубликован данный опрос (ответы лишь выпускников 2018-2022 годов). Опрос является анонимным, в нем всего 5 вопросов.
Первый вопрос: являетесь ли вы 11-ти классником (-цей) или уже выпустились?
71,9% опрошенных учились, а 28,1% уже выпустились.
Второй вопрос: на сколько бы вы оценили уровень стресса в течении учебы в 11 классе?
6,3% опрошенных ответили 10-20%
9,4% оценили стресс на 30-40%
15,6% посчитали, что уровень стресса составляет 50-60%
46,9 % ответили 70-80%
21,9% выбрали самый высокий показатель 90-100%
Лидирующее место занимает ответ 70-80% стресса, его выбрали почти половина опрошенных. Также следует заметить, что второе место занимает ответ 90%-100%.
Третий вопрос: посещали ли вас депрессивные и/или суицидальные мысли?
“Нет, я чувствовал себя отлично” выбрало 15,6%
“Нет, но я мог бы” выбрало 6,3%
“Немного, но я не придавал этому значение” выбрало 21,9%
“Да, но немного” выбрало 34,4%
“Да, мне было плохо” выбрало 21,9%
Самое большое количество ответов набрало “Да, но немного”
Четвертый вопрос: получали ли вы профессиональную помощь или помощь от родных?
Большая часть ответила “Нет, я не получал никакой помощи” — 51,6%
48,4% выбрали “Да, я получал помощь от друзей/родных”
И лишь 6,5% получали профессиональную психологическую помощь.
Вместо пятого вопроса выпускники могли написать несколько слов об их пребывании в 11 классе. Будут озвучены лишь некоторые из них.
“недостаток времени, тревожность касательно экзаменов, давление со стороны учителей”
“очень большая нагрузка, почему-то больше, чем в 10 классе. учителя постоянно держали в напряжении, ожидая, что каждый сдаст ЕГЭ очень и очень хорошо, иначе это подпортит репутацию лицея.”
“в середине года на фоне усиленной подготовки случилось эмоциональное выгорание и апатия, оставшиеся полгода подготовка снизилась до 0. однако держаться помогали витамины и транквилизаторы, которые выписал невролог”
“Очень тяжело. Задают слишком много домашнего задания и не хватает времени для подготовки к ЕГЭ”
“Каждый день думаешь только о ЕГЭ, и подготовке к нему. Учителя и родные говорят только об этом экзамене. Это заставляет чувствовать давление и стресс. Очень тяжело совмещать учебу в школе и курсы по подготовке, к тому же домашние дела и работу”
“очень тяжело в 17 лет выбирать свою судьбу, все мутно и непонятно куда же надо податься, чтобы не пожалеть об этом”
Что же мы можем сделать с этим?
Если говорить о ситуации в целом, можно просто попросить родителей говорить о ЕГЭ, не как о страшном суде, а как об обычном этапе жизни, поддерживать их. «Это время и так наполнено стрессом и негативными переживаниями ребенка, которые могут привести его к депрессии», — подчеркнули в центре защиты прав и интересов детей. Там также порекомендовали родителям сохранять спокойствие, участвовать в жизни подростка и проводить с ним разговоры на тему его переживаний. Но хватит ли этих разговоров, чтобы по-настоящему помочь детям и изменить систему ЕГЭ? Очевидно, нет.
В конце мая стартует основной этап сдачи государственной итоговой аттестации. Именно на этот месяц приходятся 20% детских смертей в результате самоубийств. Правительство, кажется, закрывает глаза на это, игнорирую и даже ухудшая ситуацию, делая задания с каждым годом все сложнее. Подростки даже не могут отказаться от сдачи экзаменов, если уже решили никуда не поступать, у них есть всего лишь один шанс в год. Одно из моих предложений — это дать выпускникам как минимум 3 шанса сдать ЕГЭ, чтобы школьник выбрал наилучший результат и смог спокойно подать документы в вуз. Это снизит страх подростков перед экзаменами, ведь те всегда имеют возможность пересдать и поступить. Единственное, над чем надо будет поработать — это количество заданий.
Также, от большинства выпускников требуют хорошую (иногда даже отличную) успеваемость по непрофильным предметам, из-за чего те тратят драгоценное время, а как мы уже узнали раннее, подросткам катастрофически не хватает его. От школьников ждут, что те будут успевать всегда и везде: готовиться к урокам, заниматься с репетиторами, писать проект и при этом еще продолжать жить. Взрослым стоит понимать, что 17 лет — это не время, когда хочется сидеть за учебниками по 20 часов в сутки.
Отношение учителей также бывает не самым лучшим. Вы правда думаете, что подросток захочет учиться, если ему каждый день говорить, что тот не напишет экзамен больше, чем на 60 баллов? Данная “методика” лишь ухудшает как отношение к ЕГЭ, так и самооценку выпускника. Стоит только вспомнить 17-летнюю школьницу, покончившую с собой после ЕГЭ по математике из-за учительницы, твердившей о ничтожности девочки, и как-то дрожь идет по телу. Поэтому стоит отказаться от фраз “ты не сдашь”, “ты позор”, которые могут стать спусковым крючком.
В нашем обществе стигматизирована и табуирована тема психологических проблем, из-за чего многие подростки не могут получать профессиональную помощь. Да, это может быть дорогой привилегией, но я все же рекомендую родителям выпускников подумать над тем, чтобы найти ребенку психолога или психотерапевта, чтобы в будущем это не вылилось в что-то еще более тяжелое.
Заключение
ЕГЭ правда может проложить путь в хороший институт, и, получив образование, выпускники могут стать влиятельными людьми, зарабатывать большие деньги и иметь престижную работу. Система единого государственного экзамена рассчитана на то, чтобы даже учащиеся из маленьких сёл имели шанс поступить в вузы больших городов, иметь хорошее будущее, но с каждым годом баллы для поступления растут, ЕГЭ усложняется, не все учителя даже могут его решить, родители начинают ставить учебу выше здоровья ребенка, учителя твердят детям, что те не сдадут и, в конечном итоге, ребенок может не выдержать. Взрослые должны помнить, что психика у выпускников все еще детская, они могут воспринимать мир ярче, чем остальные. Приведенные выше исследование и опросы наглядно показывают, как опасно давление и стресс, под которым находится каждый выпускник. Даже если после школы ребенок поступит в МГУ, правда ли потраченные нервы и нестабильное психическое состояние стоят того? Стоит ли жертвовать собой и своим здоровьем ради учебы? На этот вопрос каждый ответит сам.
Спасибо за внимание!