Что такое аутизм
Само слово «аутизм» говорит само за себя, так как переводится как «ушедший в себя» (греч. autos – сам). Люди с этой особенностью умственного и психологического развития глубоко ориентированы на себя, замкнуты от общества. Они не хотят и не могут взаимодействовать с обществом на том уровне, к которому мы привыкли, из-за разницы в восприятии окружающего мира.
Термин «аутизм» использовался более 100 лет назад, с 1908 года. Впервые об этом заговорил Эйген Блайлер, швейцарский психиатр. Он использовал слово «аутизм» для описания пациентов с шизофренией, которые были особенно погружены в себя.
Аутизм, а точнее расстройства аутистического спектра (РАС) – особенность психического развития, с характерными нарушениями в социальном взаимодействии, процессах общения и передачи информации другим людям. Аутисты видят мир по-другому, не любят контактировать с обществом, имеют «странности» в поведении и нарушения речи. Для таких людей характерны повторяющиеся действия — стереотипия, наличие своих особенных ритуалов, склонность к одиночеству.
В литературе определение «аутизм» может трактоваться по-разному — как собственно аутизм (детский аутизм, классическое аутистическое расстройство, синдром Каннера) и как все расстройства артистического спектра, включая синдром Аспергера, атипичный аутизм и т. д. Степень выраженности индивидуальных проявлений аутизма может существенно различаться – от полной неспособности к социальным контактам, сопровождающейся тяжелой умственной отсталостью, до некоторых странностей при общении с людьми, педантичности речи и узости интересов. Лечение аутизма длительное, комплексное, осуществляется с участием специалистов в области психиатрии, психологов, психотерапевтов, неврологов, дефектологов и логопедов. Всемирная организация здравоохранения определяет аутизм как разнообразную группу патологических состояний, обусловленных особенностями развития головного мозга.
В целом аутизм – это расстройство восприятия внешних раздражителей, которое заставляет человека реагировать на определенные внешние явления и едва замечать другие. Это вызывает проблемы в общении с другими, формирует устойчивые домашние привычки, создает трудности в адаптации к новым условиям, препятствует обучению, в том числе путем подражания другим.
Признаки аутизма у детей
Поскольку аутизм это спектр неврологических особенностей, и этот спектр не является линейным, не все аутичные люди обладают одинаковыми чертами характера. Распознать аутизм бывает сложно. Симптомы могут быть очень серьезными и почти незаметными.
Если вы знакомы с одним человеком с аутизмом, то вы знакомы с одним человеком с аутизмом.
Стивен Шор. Профессор Университета Адельфи (США), аутист.
Но есть определенные ранние признаки аутизма, на которые стоит обратить внимание:
- в 8 месяцев – нет зрительного контакта и отсутствует реакция на имя;
- в 12 месяцев – ограниченный запас жестов, полное отсутствие указательного жеста;
- в 18 месяцев – нетипичная игровая активность, непонимание речи или отказ вступать в диалог;
- в 24 месяца — целый ряд взаимосвязанных характеристик: отсутствие подражания взрослым и социальное общение в игре, медленное накопление словарного запаса.
Традиционно симптомы расстройства аутистического спектра представлены тремя основными группами так называемая "триада расстройств": расстройствами в области социального взаимодействия, в области коммуникации и в области воображения.Есть также ряд признаков аутичного поведения в разных сферах жизни
Симптомы аутизма у детей
Особенности социального взаимодействия
Нарушение социальных взаимодействий является наиболее заметной чертой, которая отличает аутизм от других расстройств развития. Дети с аутизмом не могут полностью взаимодействовать с другими людьми. Они не чувствуют состояния других, не распознают невербальные сигналы, не понимают подтекста социальных контактов.
Например:
- не реагирует на свое имя;
- не улыбается в ответ на улыбку;
- отчаянно сопротивляется объятиям, не дает взять себя на руки;
- не замечает, когда мама выходит из комнаты или возвращается в комнату.
Маленький аутист расстраивается и протестует, когда взрослый пытается принять участие в игре. Сидя в кроватке, он может монотонно кричать – вместо того, чтобы звать маму.
Особенности поведения
Еще одним явным признаком аутизма является ограниченное или повторяющееся поведение. Для людей с аутизмом очень важно, чтобы все всегда происходило одинаково: объекты располагались в правильном порядке, действия выполнялись в определенном порядке.
Наиболее типичное поведение ребенка с аутизмом:
- играет с игрушками необычным способом, например, расставляя их в ряд;
- может вращаться вокруг своей оси в течение длительного времени;
- вращает предметы, близко поднося их к глазам;
- может долго щелкать пальцами, поднеся руки к самому лицу
Дети с РАС могут не интересоваться игрушками, но в то же время может постоянно интересоваться каким-либо предметом домашнего обихода, например посудой. Они не любят посещать новые места и избегать новых впечатлений. Могут пытаться есть, лизать или кусать несъедобные предметы. Характерны циклические действия, например, сидя на одном месте могут подолгу раскачиваться.
Коммуникация и общение
Нарушения общения также являются важным симптомом аутизма. Многие дети с аутизмом начинают говорить позже других и не используют жесты, а вместо этого используют чужие руки, направляя взрослых туда, куда им нужно идти. Используют «управляемую руку» взрослого
Ребенок с аутизмом:
- может быть очень привязан к кому-то из близких ему людей, например к маме, не отпуская ее от себя даже на короткое время
- начинает говорить намного позже, чем другие дети
- повторять услышанные слова или части предложений, песен, стихов
Нарушение моторики
Особенности моторики не входят в число диагностических критериев для диагностики аутизма. Но многие родители и специалисты отмечают особенности двигательных способностей у детей с РАС.
Дети с аутизмом:
- могут постоянно ходить на цыпочках;
- могут часто и многократно взмахивать руками и потряхивать кистями рук;
- им трудно освоить детские подвижные игры, не могут научиться лазать по шведской стене или кататься на велосипеде.
Типичным для аутизма являются нарушения в сфере воображения. Эти признаки у аутизма проявляются в виде ограниченного набора действий с игрушками или предметами, однообразных игр, фиксации внимания на несущественных, мелких деталях вместо восприятия объекта в целом. Такой признак аутизма, как стереотипные, однообразные действия могут носить самый различный характер: постукивание или кручение предметов, потряхивания кистями рук, раскачивания телом, прыжки, повторяющиеся удары, выкрики.
Более сложные стереотипные действия могут представлять собой расстановку предметов в ряды, сортировку предметов по цвету или размеру, коллекционирование большого количества каких-либо предметов.
Стереотипное поведение может проявляться и в повседневных действиях: требование идти одним и тем же маршрутом в определённые места, соблюдение определённого ритуала отхода ко сну, стремление задавать по многу раз определённые вопросы и получать на них ответы в одной и той же форме. Нередко встречаются непродуктивные однообразные интересы: чрезмерная увлечённость каким-нибудь мультфильмом, книгами на определённую тему, расписанием транспорта.
Помимо основных признаков аутизма существуют дополнительные, которые могут быть не всегда: отсутствие зрительного контакта, нарушения моторики, нарушения поведения, необычная реакция на внешние раздражители, сенсорные перегрузки от большого количества стимулов, например, в торговых центрах. Избирательность в еде. Ребенок соглашается только на определенный узкий набор продуктов и не готов пробовать новые виды еды. Ребёнку могут не нравиться обычные домашние запахи, особенно бытовой химии, раздражать музыка.
Каждый человек обрабатывает свои чувства немного по-разному, но аутисты обрабатывают чувства очень по-разному. Например, их могут беспокоить громкие звуки, или может нравится приглушенный свет больше, чем яркий. Аутичным детям может нравиться текстура одного продукта и он может ненавидеть текстуру другого продукта. Иногда им может казаться, что чувств слишком много, это называется сенсорной перегрузкой. Сенсорная перегрузка может разозлить или расстроить аутиста, или даже привести к нервному срыву или отключению.
Аутичные дети подвержены кризисам. Кризис это когда аутичный человек слишком напряжен и не может контролировать свои чувства.
Кризис — ответная реакция на излишнюю внешнюю стимуляцию, на переизбыток внешних раздражителей. Результатом кризиса может быть нервный срыв. Аутичный ребенок в такие моменты может кричать или плакать, убегать или терять контроль над своим телом.
В момент стресса такие дети могут навредить себе. Например, кусать руки, царапать свое тело, рвать волосы и биться головой об пол или стену. Внешне это похоже на истерику невоспитанного ребенка, но это не так. По сути это ничего общего с истерикой не имеет.
Бывает и противоположное поведение. Так называемое отключение. Отключение — это когда аутист перестает быть в состоянии что-либо делать. Возможно, он не может говорить или двигаться. Срывы и отключения пугают аутичных людей, и они могут выглядеть пугающими для других людей. Но они не случаются специально. Аутисты не могут контролировать, когда случается кризис или отключение. Важно принять такие особенности аутичных детей. Об этом я писала в статье «Месяц принятия аутизма»
Детям-аутистам свойственно нарушение чувства опасности. Ребенок ведет себя так, как будто ему не хватает инстинкта самосохранения. Или наоборот, слишком боязливо и настороженно. У аутичных людей часто возникают проблемы со сном. Ребенок часто путает день с ночью, может быть активным в любое время суток.
Все эти признаки явно появляются в возрасте 2-3 лет, но иногда некоторые симптомы, указывающие на возможный аутизм, могут проявляться в раннем детстве.
Помните, самодиагностика опасна. Некоторые симптомы могут говорить о банальном нарушении слуха или зрения. Если вы заметили странности в поведении своего ребенка, лучшим решением будет обращение к своему педиатру или детскому неврологу.
При написании статьи были использованы следующие материалы:
- Как проявляются симптомы расстройств аутистического спектра (РАС) у детей раннего возраста. Пособие для родителей, семьи и друзей. Москва. Фонд «Выход», 2019. ссылка
- Boullin D., Coleman M., O’Brien R. Abnormalities in Platelet 5-Hydroxytiyptamine Efflux in Patients With Infantile Autism // Nature. — 1970.
- Башина В. М. “Аутизм в детстве” // М.: Медицина, 1999.