Часто молодые учителя хотят регулярно проводить парную и групповую работу на уроках, но сталкиваются с суровой реальностью: групповая динамика не только не помогает в решении учебных задач, но даже мешает. Это происходит потому, что работу в парах и группах нужно тщательно спланировать, а также начать заранее формировать коммуникативную культуру в классе (о том, как это сделать, мы писали в материале про коммуникативную культуру). В первой части материала о парной и групповой работе мы расскажем о сотрудничестве, нужных для него стартовых умениях и инструментах, которые помогут учителю развивать их у учеников.
Стратегия перехода от индивидуальной работы к работе в группе:
Что такое сотрудничество?
- Ученики работают вместе. Они действуют в парах или группах, обсуждают проблему, вопрос, задание; создают новое (проект или знание).
- Совместная ответственность. Ученики работают над достижением общего результата или созданием общего проекта. Совместная ответственность — это не просто взаимопомощь. Дети вместе планируют свою деятельность и несут взаимную ответственность за результат.
- Ключевые решения. Ученики вместе решают важные вопросы, от которых зависит ход дальнейшей совместной работы. Например, распределяют роли и ответственность в команде.
- Взаимозависимый характер работы. Это значит, что для успешного выполнения работы нужен вклад всех членов команды, причем фактический, а не формальный. Финальный продукт тоже будет взаимозависимым. Например, презентация, в разработке и представлении которой будет принимать участие каждый.
Важная идея развития навыков сотрудничества — постепенное усложнение работы.
На этапе индивидуальной работы ученик учится работать по инструкции и брать ответственность за свой результат.
На этапе парной работы ученик учится высказывать свою точку зрения, слушать других и договариваться.
На этапе работы по «станциям» ученик учится работать в группе, распределять время и сотрудничать для решения проблемы.
На этапе командной работы (работа с ролями в группе) ученик учится распределять ответственность и брать на себя определенную роль.
Свободная групповая работа (работа над проектом) — это самая сложная форма работы. Здесь практически нет рамок, есть только самостоятельное распределение работы и общая ответственность за результат.
Пример реализации стратегии перехода:
Какие условия нужны для групповой работы?
Правила в классе. Мы подробно рассказывали о системе правил и последствий в материале о дисциплине, однако здесь остановимся на ключевых правилах, необходимых для организации групповой работы.
- Один голос. Говорит один человек, остальные слушают в тишине. Это правило помогает выстроить последовательность выступлений и гарантирует то, что каждого в группе услышат.
- Включенность. Дети выполняют задания сразу и в тишине. Это правило помогает развивать самостоятельность и работать с инструкцией.
- Говорим и действуем уважительно. Это правило помогает вежливо общаться, вырабатывать общее мнение, вести дискуссию, решать разногласия и выстраивать общение в группе.
Стартовые умения для работы в группе и инструменты для их развития.
- Делиться и говорить по очереди. Для развития этого умения учитель может дать каждой группе предмет, который нужно передавать по кругу. Члены группы могут говорить только тогда, когда у них есть этот предмет. Также можно дать каждому члену группы номер и вызывать детей в произвольном порядке: «Я хочу услышать мнение от номера 2, пожалуйста» или «Вариант ответа от номера 5, пожалуйста».
- Выслушивать точку зрения других. Выслушав точку зрения одноклассника, ученик должен обобщить идеи, а затем добавить: «Я согласен(согласна)/не согласен(согласна), потому что…» Пример: «Витя сказал, что площадь поверхности была самым большим фактором, влияющим на трение. Я не согласен, потому что…»
- Участвовать, отвечать и вносить предложения. Учитель может попросить ученика, сидящего на третьем стуле слева (на второй парте справа и т. д.), ответить на высказывание другого ученика. Еще один инструмент: раздать всем членам группы карточки с шаблонами фраз, которые относятся к заданию. Например, «Я думаю, что данные длительности светового дня показывают, что...», «Данные об осадках показывают, что...», «Доказательства того, что это остров...»
- Взять на себя роль. Учитель предлагает группе структуру, в которой у каждого ученика есть своя роль, например, исследователь, обобщающий, проверяющий, записывающий и устраняющий неполадки. На следующем групповом задании нужно сменить роли.
- Убедиться, что задачи выполнены. Учитель разбивает задачу на маленькие пункты и дает одному члену группы чек-лист пунктов и распределение по времени (например, проверяющему).
- Участвовать в исследовательской беседе. Интересный инструмент для тренировки исследовательской беседы — «учебный коврик». «Коврик» может быть листом формата А3, содержащим коллекцию пронумерованных связанных изображений или газетных вырезок. Учитель руководит дискуссией: «Что общего между изображениями 3 и 4?» или «Как вы думаете, в чем заключается главный смысл статьи 2?» Также учитель может предоставить детям объект для исследования, например, камень.
Список литературы:
- Джефф Петти «Современное обучение»
- Джон Хетти «Видимое обучение»
Узнать больше о программе «Учитель для России».
#учитель #школа #учеба #советы #обучение #обучение детей