Здравствуйте. Продолжу рассказ о своей 30 летней службе в армии. Предыдущая статья здесь.
Вот так и стали жить. Утром зарядка, потом борьба за пропитание, после подготовка к экзаменам. Впрочем, времени на подготовку давали мало, три дня готовимся и сдаем.
Из развлечений вечером можно было поиграть в футбол или на спортгородке позаниматься. Телевизора не было, но иногда показывали фильмы в актовом зале на белом полотнище с помощью кинопроэктора. Фильмы естественно показывали патриотические о войне. Еще на столбах висели железные громкоговорители. Из них отдавали общие распоряжения и иногда включали радио.
Небольшое отступление про еду. Из-за непривычной пищи все поголовно стали страдать поносом, в туалет не пробьешься, все кусты в округе освоили!
Но как оказалось начальство к этой ситуации было готово и в казармах появились бочки с водой запаренной на коре дуба, то есть в обычную воду добавляли кору дуба, кипятили, остужали и давали пить.
После употребления этой целебной жидкости, состояния кишечника у абитуры нормализовалось. Такая вот «народная медицина» в армии.
Самый важный экзамен был по физо, если его не сдашь, можно ехать домой, не поступишь. Сдавали подтягивание, минимум 9 раз, бег на 100 м и на 3 км. Ну в школе я на олимпиады ездил, поэтому сложностей не возникло.
Также была физика и математика на оценки, я сдал на отлично, история – зачет или незачет, вообще легкотня!
Последним сдавали русский язык, писали изложение на выбранную тему. Всех абитуриентов в актовом зале собрали, где фильмы крутили, вышел преподаватель, зачитал несколько тем. Выбирай любую и пиши. Какую оценку получил не знаю. Нам об этом так и не сказали. Скорее всего наши изложения вообще никто не проверял.
Завершающим актом было нововведение – тестирование, военный эксперимент, ставился впервые. Это сейчас бланками со множеством непонятных вопросов никого не удивишь, а тогда в диковинку было.
В общем собрали нас опять всех в кучу в актовом зале, раздали по несколько листов с вопросами и вариантами ответов и сказали заполнять, проставляя галочки или крестики в клеточках того ответа, который на наш взгляд является правильным.
Многие, особо не заморачиваясь, понаставили наугад крестиков и через 15 минут были свободны. Самое смешное в том, что такие ребята по итогу набрали высокий бал, а такие как я, считающие себя самыми умными и просидевшие по 3 часа, решая головоломки, набрали совсем мало баллов.
На следующий день заседала приемная комиссия во главе с начальником училища генерал-майором Шкурко. Нас построили в колонну, и мы по одному заходили на комиссию. Колонна распределялась по итогам тестирования, впереди те, кто набрал больше баллов, сзади – соответственно с меньшим результатом.
У заходящих первыми было преимущество в выборе специальности и факультета, на котором будут учиться, а те, кто сзади, поделят оставшиеся места. Я был в конце очереди.
Здесь хочу отметить тот факт, что в 1991 году была придумана новая специальность инженера-исследователя. На ней нужно было учиться на год дольше, 6 лет, поэтому тех, кто на нее попал, называли шестилетки, и шутили про то, что они не в состоянии программу за 5 лет освоить, поэтому так долго учатся.
По плану обучения на новой специальности предполагалось, что после 4 курса обучающиеся получат звание «младший лейтенант» и продолжат обучение как в академии, офицерами. По выпуску же им присвоят «старших лейтенантов» и дадут белые значки выпускников академии.
Естественно очень многие хотели попасть именно в шестилетки, и я тоже. Но так как стоял в конце очереди, то шансов было мало. Тем не менее, когда зашел на комиссию, то на вопрос «Где хочу учиться?», ответил на шестилетке.
Члены комиссии стали смотреть оценки по экзаменам и удивились почему я в конце очереди. Тогда еще не знали, что тесты не всегда адекватно оценивают знание человека. Многие, отлично сдавшие экзамены, тесты провалили.
В конце концов на результаты тестирования плюнули и набрали шестилеток из сдавших экзамены на «хорошо» и «отлично», по старинке. Не удался эксперимент.
Получилось 4 группы по 12 человек; 2 группы на 1 факультете и 2 – на третьем. Я оказался в 4 группе на 3 факультете, из нее и выпустился.
Распределять таких «ценных кадров» планировали в институты и конструкторские бюро, а также на исследовательские полигоны, ну в общем ближе к науке.
Но как правильно заметил один умный преподаватель на кафедре: «В России сначала цветной телевизор изобретут, а потом начинают им гвозди забивать!»
Поэтому никаких званий после 4 курса никто не получил, а получили «младших лейтенантов» после 5 курса, и еще год при училище бездельничали, когда наши товарищи получили «лейтенантов» и уехали служить.
Получается просто год потеряли, после 6 курса получили обычных «лейтенантов» и также поехали служить по общему распределению. А в институты очень мало шестилеток попало, потому что на наши места «блатные» пятилетки поехали.
«Блатными» называли курсантов, у которых кто-то из родственников занимал высокую должность в армии или правительстве и всячески помогал своему отпрыску.
Был интересный момент с двоечниками. Некоторые сдали физо, но не смогли одолеть физику с математикой и получив по этим предметам двойки, уехали домой, видимо посчитав что всё, не поступили.
Но не тут-то было! Оказалось, что в этот год был недобор, примерно 0,7 человека на место. Поэтому мы сильно удивились, когда, пройдя курс молодого бойца, по полям побегав, в палатках пожив, приехали в казарму, а там человек 12 двоечников посиживают. Их повестками из дома вызвали, чтобы недобор устранить.
И ведь они все доучились до 5 курса и выпустились! И насколько знаю, неплохо служили.
Вывод: «Чем больше в армии дубов, тем крепче наша оборона!»
На этом прощаюсь! Продолжение следует…