Найти тему
Грани преодоления

Натюрморт - живопись маслом" (окончание работы)

Теперь я расскажу о важнейшем моменте процесса выполнения

живописи, который постарайтесь понять. Его не так-то легко объяснить.

Диалектика учит тому, что ничто не существует отдельно, все находит-

ся во взаимосвязи, все течет и изменяется. о том, что, находясь во вза-

имосвязи, цвета спектра меняются в зависимости от силы света, мы уже

говорили, но еще мало внимания уделяли тому, что является важнейшим

и труднейшим для художника, — умению «цельно видеть» и переда-

вать на холсте в живописной правде единство, гармонию целого.

Всматриваясь в какую-либо деталь, вы получите одно впечатление,

но если вы «распустите» глаза — появится несколько иное. «Распу-

стить» глаза — значит увидеть все сразу, но как бы не в фокусе. Вы не

увидите деталей, но ощутите их взаимосвязь, соотношение форм.

-2

Развить в себе способность видеть общее очень важно для провер-

ки написанного по деталям. Возьмем тот же пример с индейкой. Если

вы сразу обнимете глазом все три формы Б, В, Г, то увидите, что фор-

ма В холоднее и светлее в целом. Это стало особенно очевидно потому,

что вы одновременно сопоставили все три формы. Каждая форма из

этих трех форм — Б, В, Г состоит как бы из чередующихся мазочков

теплых и холодных тонов, очень тонко переходящих один в другой.

Это явление особенно ясно видно, если внимательно посмотреть

на индейку, имеющую «пупыристую» фактуру, которая состоит как бы

из множества маленьких шариков, освещенных с одной стороны холод-

ным светом неба, с другой стороны — теплыми рефлексами, идущими

от горячих тонов натюрморта. Наш глаз по мере накопления опыта бу-

дет видеть эти переходы. Но в процессе выполнения возможна пестро-

та не собранных в одно целое, тонко различающихся между собой «ка-

мешков мозаики». Поэтому для проверки единства необходима посто-

янная тренировка умения видеть целое. Причем надо уметь одновре-

менно видеть и натуру и этюд. Наши глаза способны сразу охватить

довольно большое пространство, но при этом предметы, не попадая в

фокус, теряют несколько четкость, зато приобретают живописную связь

между собой и средой, что и является выражением художественной

правды реалистической живописи.

Мы рассказали о выполнении натюрморта по частям. Допустим, вы

все выполнили, придерживаясь предыдущих указаний. Но все это

вначале будет пестро, будет «прыгать» с холста и «дырявить холст».

Где-то будет перетемнено, где-то пересветлено, где-то очень мутно и се-

ро, где-то будет резать глаз «тюбиковая краска». Весь этот «живопис-

ный винегрет» надо будет привести в единство. Опытный живописец

благодаря глазу, натренированному на восприятие общего, где-то вызо-

вет цвет, где-то погасит его и в конце концов приведет все к единству.

Но как быть начинающему? Есть ли такой метод, чтобы постепенно шаг

за шагом идти к высотам живописи? Можем ли мы рекомендовать та-

кой метод? Да, есть такой метод, и мы его рекомендуем на основе соб-

ственного опыта. Мы уже говорили о том, что в природе все разнообраз-

но, все связано и все зависит одно от другого. Посмотрим на натюр-

морт и на то, что мы написали, и давайте займемся следующей провер-

кой. Начнем с темных мест, близких по густоте звучания цвета.

-3
-4

Всмотритесь в фон заднего плана, теневую часть темных перьев

дичи и темную часть печенки, и вы почувствуете разницу в цветовом

звучании. Если вы точно взяли различие этих темных, то вы уже зало-

жили верный фундамент камертона «темного» в натюрморте.

Следующая задача — найти теневые части менее темных мест, на-

пример: почки, теневых частей оперений глухаря, теневой части мяса,

теневой части глиняного сосуда.

-5

Смысл проверки заключается в том,

что все тени надо сравнивать с тенями, все полутона с полутонами и все

света со светами. Причем надо для сравнения выбирать очень близко

похожие тона. Необходимо тренировать свой глаз, отыскивая тонкие

различия близких отношений по силе напряженности света и по цве-

товой окрашенности. Например, жир свинины по цвету отличается от

крыла фазана. Разберемся, благодаря чему, какому скоплению полуто-

нов и светов создается впечатление материала, с одной стороны, жира,

с другой — светло-серого крыла птицы. Конечно, эти предметы разли-

чаются друг от друга и по форме, но прежде всего это различие соеди-

ненных воедино «камешков мозаики» самой живописи, когда светлые

части крыла птицы отличаются от светлых мест свинины, полутона от-

личаются от полутонов и тени от теней. Если мы возьмем для сравнения

светлый жир почки, светлую пленку телятины, светлый жир куска го-

вядины, которые очень близки друг к другу, — задача усложняется чрез-

вычайно.

-6

Если представить себе, что вам предстоит задача набрать эту

разницу различными «камешками мозаики», то, несмотря на их почти

одинаковость, например, по силе и по цветовому оттенку жира говяди-

ны и пленки телятины, вам все равно приходилось бы набирать различ-

ными «камешками мозаики» разницу света, тени и полутонов.

Методисты могут меня упрекнуть: как можно предлагать начинаю-

щему разбираться в таких тонкостях, которые под силу опытному ма-

стеру?

На это я могу ответить следующее. Я обо всем вышеизложенном

рассказал только для того, чтобы приобщить начинающего к пониманию

существа живописи. Я имел все время в виду одно и только одно: на-

чинающий должен проникнуться пониманием того, что все в природе

разнообразно и соподчинено одно другому, что все зависит друг от

друга и не существует отдельно; художнику даны особые глаза, чтобы

из недр природы «вытаскивать» эти различия на холст и это различие

подчинять единству гармонии. Художник должен «знать, что делать».

А это уже много. Сделает ли? Это другой вопрос. Между знанием и во-

площением своего знания, своего видения, своего ощущения от зримого

мира лежит путь долгих лет труда и опыта. Реалистическое искусство

живописи исходит из того положения, что природа совершенна. Она

единственный источник художественного произведения. Значит ли это,

что природу надо только добросовестно скопировать — и получится вто-

рое совершенство. Нет, не значит. Надо понять, в чем заключается со-

вершенство природы, когда она переводится на холст языком живопи-

си, через искусство. Существуют ли законы, благодаря знанию и пони-

манию которых на холсте появится «второе рождение природы» через

язык живописи? Существуют, и о них-то по мере наших возможностей

и стараемся рассказать. Можно ли научить живописи при наличии у

учащегося таланта? Конечно, можно, потому что существует метод, ко-

торый поможет начинающему идти по пути искусства живописи. Также

положительно можно сказать и в отношении рисунка. Но что касается

искусства композиции, то здесь обстоит дело сложнее. Нет сомнения,

что законы композиции существуют. Не может быть, чтобы в приро-

де и в искусстве было что-то, что не подчинялось бы определенным за-

конам. Но эти законы далеко еще не разработаны. Моя точка зрения

на изучение законов композиции заключается в том, чтобы на класси-

ческих примерах искусства, анализируя «логику мышления» художника,

стараться понимать общие закономерности композиции.

Я проанализировал натюрморт французского мастера живописи

Шардена и натюрморт советского художника Машкова. Но для работы

начинающих художников этого недостаточно. Надо вместе разобрать,

и если возможно, то с опытным руководителем, несколько натюрмор-

тов русских, советских и зарубежных художников. Следует начать с

простых и постепенно переходить к более сложным. Для примера мож-

но взять натюрморты Ф. Сурбарана (рис. 41)

-7

, В. Кальфа (рис. 37),

-8

Ф. Снейдерса (рис. 38},

-9

И. Т. Хруцкого (рис. 42), К. А. Коровина

-10

(рис. 40), П. П. Кончаловского

-11

(рис. 39) и многие другие.

-12

Это принесет большую пользу начинающим художникам в их прак-

тической работе.

Многое я недосказал. Возможно, кое-что не сумел ясно выразить.

Но то, о чем я говорил, — это результат многолетнего опыта. Желаю

успеха всем, кто захочет на практике проверить сказанное. Помните

только, что успех придет при упорном сознательном труде.

#Коллектив-авторов-Школа-изобразительного-искусства-_вып.02_-1965г#Попрограммехудучилища#Натюрморт