Весьма интересные взгляды на природу общения человека изложил в своей книге «Воспитателю о психологии и психогигиене общения» (1987 год) Добрович Анатолий Борисович. Свои взгляды он излагал еще в прошлом веке, но самое интересное, что они становятся все более и более актуальными с каждым прошедшим годом.
Характеристику каждого уровня межличностного взаимодействия, А.Б. Добрович даёт в соответствии со структурой поведенческого акта, предложенной известным американским психологом Д. Мидом.
Всякий акт поведения (взаимодействия) включает четыре фазы:
- побуждение к действию ‑ взаимонаправленность
- уточнение индивидом ситуации действия ‑ взаимоотражение
- само действие ‑ взаимоинформирование
- свёртывание действия ‑ взаимоотключение.
----------------------------------------------------------------------------------------
Фаза взаимонаправленности: Направленность на партнера (тот по каким-то причинам становится объектом внимания и предстоящего действия)
Фаза взаимоотражения: Психическое отражение партнера, ибо он и есть главное в ситуации действия
Фаза взаимоинформирования: Информирование партнера о чем-то и прием ответной информации от него
Фаза взаимоотключения: Отключение от партнера, если побудительные мотивы контакта с ним исчезли.
Добрович в своей книге детально описал 7 уровней общения, от самого примитивного (первый уровень) до самого возвышенного (последний уровень).
----------------------------------------------------------------------------------------
Уровни общения. Примитивный уровень
Для человека на этом уровне собеседник не партнер, а предмет, нужный или мешающий.
Фаза взаимонаправленности:
Определяется стремлением занять в общении позицию «сверху».
Если собеседник нужный, надо им овладеть; если – мешающий, надо его оттолкнуть.
Фаза взаимоотражения:
Актуальная роль партнера не улавливается; взамен этого идут шаблоны восприятия.
Субъект убежден: он видит себя таким, каким он сам себя видит или за кого себя выдает…
Фаза взаимоинформирования:
Субъект без малейших ограничений изнутри выражает свою симпатию «предмету», который ему нравится, или антипатию тому, кто не нравится.
В случае установки на согласие субъект распахивает свой небогатый ролевой веер во всю ширь и искренне, шумно обижается, если партнер не делает того же самого.
В случае конфронтации со слабейшим партнером он не остановится и перед рукоприкладством.
Фаза взаимоотключения:
В случае конфронтации:
с слабым партнером: ругательства и насмешки
с сильным партнером: извинения или угрозы (если партнер на безопасном расстоянии)
В случае взаимосогласия: субъект после получение желаемого не скрывает свой скуки
----------------------------------------------------------------------------------------
Уровни общения. Манипулятивный уровень
Субъект по своим исполнительским возможностям близок к конвенциальному уровню, а по подходу к партнеру к примитивному. Партнер – соперник в игре, которую непременно надо выиграть.
Фаза взаимонаправленности:
Манипулятор заранее изготавливается к подчинению себе собеседника и к пристраиванию к нему «сверху»
Фаза взаимоотражения:
Манипулятор неплохо улавливает актуальную роль партнера и собственную актуальную роль его глазами, но делается все это как «расставление ловушки»
Фаза взаимоинформирования:
Житейская выгода:Манипулятор избегает прямой конфронтации. Получив отказ, демонстрирует свое «понимание» собеседника и демонстрирует покорность обстоятельствам.
Психологическая выгода: В ход идет лесть, усыпляющая и расслабляющая партнера, после того, как партнер ракрылся, ему наносится укол.
Когда партнер тщательно закрыт и выступает под маской стандартизированной вежливости и ни к чему не обязывающей любезности, манипулятор делает ряд «выпадов», чтобы обнажить истинное лицо собеседника. Он пускает «пробные шары»: то это льстивая фраза, то рискованная шутка, граничащая с насмешкой, то жалобный тон в расчете на участие партнёра.
Фаза взаимоотключения:
Для партнера главное – это умение «не подыгрывать», «выходить из игры».
----------------------------------------------------------------------------------------
Уровни общения. Стандартизированный уровень
Общение основывается на неких стандартах, а не на взаимном схватывании партнерами актуальных ролей друг друг и постепенном развертывании каждым из них своего «ролевого веера». Контакт масок.
Маска – это совокупность знаков (речевых, жестовых), подача которых обеспечивает «гладкое» и безопасное взаимодействие в группе людей.
Фаза взаимонаправленности:
Одевание масок (маска безучастности, маска вежливости, маска любезности, маска тигра, маска зайца и другие)
Нет подлинного желания контакта или подлинной готовности к общению в силу разных причин.
Фаза взаимоотражения:
Субъект озабочен сохранением своей маски и сводит восприятие актуальной роли другого к оценке его опасности (угрозе снять маску)
Фаза взаимоинформирования:
Подлинного общения нет. Маска заостряется, делается подчеркнутой, говоря о желании поскорее свернуть контакт даже при благоприятном для субъекта протекании беседы.
Фаза взаимоотключения:
Деревянное, безэмоциональное, если даже вежливое, то излишне церемонное.
----------------------------------------------------------------------------------------
Уровни общения. Конвенциональный уровень
Оптимальный для разрешения личных и межличностных проблем в человеческих контактах
Фаза взаимонаправленности:
Пристройка «рядом». В качестве условия контакта им заранее принимается, что он будет то говорящим, то слушающим.
Присутствует забота о партнере, предупредительность, готовность встать на его место.
Фаза взаимоотражения:
«Отразить партнера» – уловить его роль, причем уловить его роль его же глазами.
Т.е. понять, как видит себя человек сам и как он видит своего собеседника.
Фаза взаимоинформирования:
Конфронтация (опровержение взаимных ролевых ожиданий)
Взаимосогласие (подтверждение взаимных ролевых ожиданий) с нарастающим раскрытием своего «ролевого веера»
Фаза взаимоотключения:
В духе равноправия партнеров и обостренного внимания друг к другу.
В случае конфронтации: партнеры, сворачивая контакт, оставляют друг другу право на собственное мнение
В случае взаимосогласия: партнеры заботятся о том, чтобы не навязывать свою персону другому, после того, как тема беседы окажется исчерпанной.
----------------------------------------------------------------------------------------
Игровой уровень
Выше конвенциального
Фаза взаимонаправленности:
Живой интерес к личным особенностям собеседника, к его «ролевому вееру», проникнутый симпатией к человеку. Дух праздничной приподнятости.
Фаза взаимоотражения:
Обостренное восприятие «ролевого веера» партнера с особой чувствительностью к его индивидуальным ролям. Собеседнику свойственно приписывать интерес и доброжелательность.
Фаза взаимоинформирования:
Субъекту хочется быть интересным для своего партнера, и он непроизвольно «играет», чтобы «интересно выглядеть».
На первом месте – ценность возникшей человеческой связи.
Не места чувству униженности
Нет места самоутверждению за счет партнера
Слабости заведомо простительны.
Фаза взаимоотключения
Не требуется обоюдного исполнения прощальных ритуалов; можно обойтись без них, «отпустив» друг друга взглядом, неуловимым жестом, прикосновением…Партнером все ясно без слов; если и исполняется ритуал прощания, то делается это в ироническом ключе…понарошку.
----------------------------------------------------------------------------------------
Уровни общения. Деловой уровень
Деловой уровень общения идеально подходит для коллектива, для решения рабочих, деловых задач
Фаза взаимонаправленности:
Собеседнику заранее обеспечивается возможность пристройки «рядом». Партнер вызывает интерес как участник коллективной деятельности, как человек, который может помочь, или тот, кому нужна помощь в интересах общего дела.
Фаза взаимоотражения:
Партнеры весьма зорки и чутки друг к другу. Здесь внимание уделяется не столько личности партнера, сколько его умственной и деловой активности, его включенности в общую задачу.
Люди перестают думать о том, как они выглядят и какие свои индивидуальные роли раскрывают. На первом месте – дело.
Фаза взаимоинформирования:
Обоим важна истина и это отодвигает далеко на задний план все, что имеет отношение к собственному «Я» каждого из них. Не имеет особого значения кто именно прав. Субъект готов отказаться от своей точки зрения, если его переубедят. Расхождение во взглядах - не повод для личной неприязни.
Личная обида изобличает неподлинность делового общения.
Фаза взаимоотключения:
Нет места ни церемонности, ни пышности в выражении чувств, но за внешней суховатостью прощаний (как, впрочем, и встреч) чувствуется теплота.
----------------------------------------------------------------------------------------
Уровни общения. Духовный уровень
Партнер воспринимается как носитель духовного начала, и это начало пробуждает в нас чувство, которое сродни благоговению.
Фаза взаимонаправленности:
Не просто интерес и симпатия к собеседнику, не только предвкушение захватывающего разговора. Есть вера в возможность приблизиться в беседе к постижению высочайших ценностей человечества. Собеседник нами любим, и это настраивает нас на пристройку «снизу»
Особая доверительно-воодушевленная, трепетная атмосфера контакта.
Фаза взаимоотражения:
Собеседники чрезвычайно чувствительны к душевному состоянию друг друга, к малейшему «повороту» мысли друг друга. Оба высоко спонтанны (открыты, порывисты), и побуждают друг друга к порывистости.
Фаза взаимоинформирования:
Свобода самовыражения для обоих безгранична, дух согласия витает над ними, даже когда они неистово спорят.
Фаза взаимоотключения:
Изрядно затруднена. Столько хочется еще сказать друг другу, что расстаться, кажется, невозможно. Люди благодарны друг другу и за взаимопонимание, и за разногласия.
#общение #коммуникация #переговоры #пcихология #добрович #теории личности #уровни общения #поведение #взаимодействие