Происхождение императора Павла I с самого его рождения было окутано покрывалом таинственности. При дворе всерьез сомневались в том, что Павел был сыном Екатерины Великой и Петра III. Вполне возможно, что отцом Павла был граф Сергей Васильевич Салтыков.
С этим связан один любопытный исторический анекдот. Когда Александр III — правнук Павла взошел на престол, он спросил у историков, чьим же сыном все-таки был Павел I. Одни отвечали, что, скорее всего, графа Салтыкова, и тогда Александр отвечал им:
— Слава Богу, значит, во мне есть хоть немного русской крови.
Другие историки говорили, что отец Павла — император Пётр Федорович, и тогда Александр восклицал:
— Слава тебе, Господи, значит, я законный царь!
И раз уж Александра III так волновало происхождение своего прадеда, он бы мог поинтересоваться и происхождением своей прапрабабки Екатерины Великой.
Формально она является немкой, дочерью Иоганны Елизаветы Ангальт-Цербской (её родословная восходит к Кристиану I, королю Дании, Норвегии и Швеции, а по факту она приходилась двоюродной тёткой Петру III) и князя Христиана Августа Ангальт-Цербского (прусского генерал-фельдмаршала). Но с большой долей вероятности настоящим отцом Софии Августы Фридерики Ангальт-Цербской (будущая Екатерина Великая) был русский деятель просвещения Иван Иванович Бецкой — незаконно рождённый сын князя Ивана Юрьевича Трубецкого (от того и получил обрезанную фамилию).
Дело в том, что, живя долгое время в браке со своим 37-летним супругом Христианом Августом, мать Екатерины Великой никак не могла забеременеть. Зато после отдыха во Франции, где она познакомилась с Бецким, она сразу же забеременела и родила девочку — будущую российскую императрицу. Можно посчитать это совпадением, но вот какое дело — Екатерина II родилась 7-месячной, если считать с момента возвращения Иоганны Елизаветы из Парижа к своему мужу.
Могло ли такое быть? Могло. Но с учётом уровня развития медицины и предыдущих бездетных лет брака куда более вероятен вариант, что мать Екатерины Иоганна Елизавета забеременела ещё в Париже от Иван Ивановича Бецкого, а к супругу вернулась уже будучи на втором месяце беременности.
За эту версию говорит и портретное сходство Екатерины и Иван Ивановича (смотри фото выше), и то, что как только Екатерина взошла на престол, Бецкой тут же появился при дворе и имел её особое расположение, которого не было даже у фаворитов любвиобильной императрицы. И своего внебрачного сына от Григория Григорьевича Орлова, который некоторое время учился заграницей, она отдала на воспитание Ивану Ивановичу Бецкому.
В общем, несмотря на то, что никаких подтверждений того, что Екатерина Великая является дочерью Ивана Ивановича Бецкого, нет, с точки зрения логики и здорового смысла все выглядит убедительно.
Но к чему я все это? Если предположить, что Екатерина была наполовину русской, а император Павел был сыном не Петра III, а графа Салтыкова, то получается, что он был на три четверти русским. А так как все последующие Романовы были прямыми потомками Павла и его супруги Марии Федоровны, Александр III зря переживал. Ну, по крайней мере по поводу того, что в нём мало русской крови.
Напоминаю, что это всего лишь одна из версий, истина могла бы стать известной только в результате ряда ДНК-текста. Так что ставьте лайк, пишите в комментариях, что вы думаете по этому поводу, подписывайтесь на мой канал в Телеграмме и вот, что ещё рекомендую почитать: