Найти тему
Дмитрий Веряскин

Прамашинки. 6

приключения Логана

Дорогие друзья! Поздравляю Вас с самым лучшим праздником, с Днем Победы! Низкий поклон всем нашим предкам, спасшим нашу страну, наше настоящее от фашистской чумы!

ТНВД

Итак, опять прамашинки. Японские для разнообразия.

Вроде как в 1997 году самурайская компания Mitsubishi осчастливила мир технологией GDI (gasoline direct injection). Стоит отдать должное японцам, они старались.

В целом, технология была, в самом деле, революционной: вместо того, чтобы бензин распылять во впускной коллектор, где он подхватывается проходящим через дроссельную заслонку воздухом и втягивается в цилиндры через приоткрытые впускные клапаны, в GDI топливо впрыскивается непосредственно в цилиндры.

При этом главный мозг на основании датчиков регулирует впрыск, от сверхобедненного на холостом ходу, до насыщенного при большой нагрузке.

Впрыск в цилиндры происходит при максимальном сжатии рабочего тела в камере сгорания, поэтому форсунки должны развивать неслабое давление. За это отвечает топливный насос высокого давления.

Звучит почти как про дизель. Но это бензин. А поскольку бензин детонирует при значительно меньших давлениях, нежели солярка, то и насос здесь не такой мощный, «всего» 55 атмосфер (вместо 200-350 у дизеля).

На словах всё звучит хорошо, но, как всегда, дьявол кроется в деталях.

***

В традиционном двигателе, что карбюраторном, что инжекторном, топливо, омывая клапаны, смывает с толкателей нагар. В GDI такого не происходит.

Двигатель «грязнуля». Особенно, на нашем низкокачественном бензине. Из-за этого на клапанах, их колодцах, направляющих и седлах нарастает масло-сажевый слой отложений, что не идет на пользу двигателю.

И нет, я это не в интернете нашёл. Это я из машинки руками достал.
И нет, я это не в интернете нашёл. Это я из машинки руками достал.

Со временем уменьшается компрессия, выхлопные газы через образовавшиеся зазоры прорываются в ГБЦ, дополнительно разогревая масло и ускоряя процесс образования лаковых отложений.

Вот так выглядит головка блока цилиндров GDI. Всё в саже, аж жуть.
Вот так выглядит головка блока цилиндров GDI. Всё в саже, аж жуть.

Специфическое качество российского бензина приводит к различным допэффектам в топливной магистрали, а обильное сажеобразование — к засорению форсунок и уменьшению эффективности топливоподачи.

***

Вода и мусор в бензине разъедают пластины нагнетателя, из-за чего между ними образуются зазоры и падает давление. Да, японцы с этим боролись, как могли.

В ТНВД вставляются дополнительные фильтры тонкой очистки (сеточки). Которые, в свою очередь, забиваются мусором и маслами и снижают производительность насоса.

В общем, мотор хороший, но требует к себе внимания.

Подобные двигатели устанавливались на целую линейку автомобилей Mitsibishi — от крошки Colt до Pajero, Delica и L200.

***

Однажды ко мне попал Mitsubishi Pajero IO — красивый праворукий «почти джип».

Вот он. Грязный, как самый настоящий джип. И, хотя и не рамный, но вполне проходимый
Вот он. Грязный, как самый настоящий джип. И, хотя и не рамный, но вполне проходимый

С другими симптомами, с которыми я боролся непозволительно долго. Но, вроде поборол. Запускаю двигатель — что за черт? Троит, не развивает обороты, при резком нажатии на педаль глохнет. При этом, ошибок по бортовому компьютеру нет и по сканеру тоже.

Что делать? Лезем в регулятор (та еще задачка… для маленьких японских рук). Подключаемся к среднему проводу — и видим, что при холостом ходе напряжение на регуляторе 0,86В. А должно быть 2,9. Неслабо так. То есть, вместо положенных 55 атм насос развивает едва 5.

И снова материмся на крошечных японцев, пытаясь открутить этот самый ТНВД от двигателя.

На словах всё просто: «открутите два болта на 12, снимите трубку подачи топлива, 2 болта на 10 — уберите трубки обратки, 4 болта на 14 — снимите ТНВД.

Только инструкция ничего не говорит про то, что 2 болта из последних 4-х находятся внизу, надежно прикрытые клапаном ЕГР. И еще один болт на 10 прямо за дроссельной заслонкой, куда пролезть может даже не знаю, кто. Разве что домовой эльф с ручками не толще 1 см.

Но ок. Изматерившись и ободрав руки до мяса, справляюсь. ТНВД у меня в руках (как я его буду ставить — отдельная грустная песня, но попробую…)

Что мы видим? Видим мы загадочный «черный ящик» с двумя странного вида "тазиками" снизу и выступом в форме сильно усеченного конуса посередине. Ну и дырками для подключения трубок подачи и обратки. На этом все.

ТНВД
ТНВД

Идем домой, ибо там всякие прецизионные детали, которые лучше разбирать без лишних источников пыли и мусора.

***

Конический выступ посередине — это плунжерный толкатель, который, собственно, приводит насос в действие.

Он прикручен к корпусу 6 болтами с головкой Е8 («звездой»). Неспроста прикручен именно так. Под конусом скрывается мощная пружина, которая возвращает толкатель обратно после нажатия на него кулачком распредвала.

Значит что? Правильно, откручиваем аккуратно, по 2 витка каждого болта схемой «крест-накрест». Ослабляем все болты, нажимаем на плунжер сверху всем корпусом — и выкручиваем все болты. после чего аккуратно отпускаем корпус плунжера.

Выглядит как-то так
Выглядит как-то так

Достаем роликовый толкатель и пружину. И видим… БОЛТ! Огромный, миллиметров 30 в диаметре.

Центральный"палец" (он же "болт")
Центральный"палец" (он же "болт")

Я-то уже был теоретически подкован и знал, что это никакой не болт, а стальная гофра, прикрывающая палец плунжера. И её надо аккуратно вынуть, не повредив.

Правда, материалы, по которым я учился разбирать это чудо инженерного гения самураев, рассказывали, что гофру вынуть невозможно, что нужно поддевать аккуратно двумя шлицевыми отвертками и выстукивать…

Не знаю, не знаю. То ли учителя были слабосильными, то ли я силушкой не обижен… Но вынул я пальцами, не особо напрягаясь.

Под гофрой прячется толкатель плунжера
Под гофрой прячется толкатель плунжера

Дальше совершенно спокойно вынимаем палец плунжера, подпружиненный толкатель пластин — и нам открывается довольно печальная картина изношенного и траченного ржой пакета пружинных пластин. Вот их-то мы и будем обрабатывать.

На пластинах видна ржавчина и выработка. Такой ТНВД совсем не ВД
На пластинах видна ржавчина и выработка. Такой ТНВД совсем не ВД

***

Технология проста и банальна. Но действенна.

Берем зеркало в качестве ровной поверхности. Берем шкурку для влажной обработки с зерном 400, 600, 800, 1000, 1500, 2000 и 2500. И начинаем медленно и вдумчиво, без излишних усилий, регулярно смачивая, тереть пластины.

Поверхность должна стать в итоге совершенно ровной и зеркальной. Любая риска, любая песчинка снижают давление, развиваемое насосом. Не говоря уже о том, что при рабочем давлении сразу же создают в пакете пластин каверны вплоть до трещин и разрушения.

***

Пластин три. Самая толстая лежит на корпусе насоса и создаёт потоки топлива.

Самая толстая пластина. Толщиной примерно 2,5 мм
Самая толстая пластина. Толщиной примерно 2,5 мм

Средняя самая тонкая, она является пружинным элементом.

Очень тонкая пластинка, работающая, собственно, насосом
Очень тонкая пластинка, работающая, собственно, насосом

И верхняя средняя по толщине, на неё давит плунжер.

Верхняя пластина. Ей досталось больше всех
Верхняя пластина. Ей досталось больше всех

Самую тонкую нужно обрабатывать особенно тщательно, не применяя грубые шкурки (400 и 600).

***

Сначала матуем все пластины шкуркой с зерном 400 (для тонкой пружинной зерном 800, затрахавшись до нестояния), убирая следы выработки и ржавчины. Зашлифовывая каверны от коррозии до однородной гладкой поверхности.

Именно для этого нам нужно стекло или зеркало — чтобы поверхность под шкуркой оставалась максимально ровной, чтобы не было бугров и впадин на пластинах.

Затем толстые пластины шлифуем, не забывая обильно смачивать и каждую минуту смывать абразивы, на шкурках 600 и 800. Пока не получим ровную серую поверхность.

Примерно так
Примерно так

Следующий этап — шкурки 1000 и 1500. До получения мутного зеркала, в котором уже можно углядеть свою рожу. Затираем круговыми движениями, проворачивая пластины постоянно, чтобы не было однонаправленных рисок.

Ну и последний этап — шкурки 2000 и 2500. Выводим практически зеркало. Здесь очень хорошо видны огрехи шлифовки. Тонкая пластина полируется из рук вон плохо, пятнами, где на неё давят пальцы. Ну, а куда деваться? Поворачиваем, меняем точки приложения усилий и сами усилия. Нужно вывести в зеркало равномерно.

Почти готово. Та самая тонкая пластина, которую я проклял не единожды
Почти готово. Та самая тонкая пластина, которую я проклял не единожды

Ну и финальная обработка… листом бумаги для принтера. А вы знали, что обычная бумага А4 плотностью 80 гр/кв. м. является, на самом деле, шкуркой с зерном 3000?

Нет? Вот и я не знал. А она является. И отлично выводит зеркальную поверхность на стали.

Искомое зеркало. Пожалуй, даже лучше, чем было изначально
Искомое зеркало. Пожалуй, даже лучше, чем было изначально

Налюбовавшись своей мордой в полученных зеркалах и убедившись, что ни песчинок, ни соринок, ни волос на пластинах не осталось (моё котэ негодуэ), собираем пластины в пакет и закладываем в корпус насоса.

Теперь нам предстоит полировка пальца и стакана плунжера. Благо, там всё гораздо лучше и можно не матовать, а сразу приступать к 1000-й шкурке.

Фото неудачное, но возможности сделать другое уже нет. Мотор собран и работает :)
Фото неудачное, но возможности сделать другое уже нет. Мотор собран и работает :)

Отполировав всё, собираем насос. Не забыв смазать маслом резиновые кольца-уплотнители плунжера. И постаравшись не порвать их о корпус насоса при установке.

Укладываем пакет пластин. Главное — не перепутать последовательность.
Укладываем пакет пластин. Главное — не перепутать последовательность.
Ставим толкатель
Ставим толкатель
На него надеваем пружину
На него надеваем пружину
И ставим палец плунжера
И ставим палец плунжера
Накрываем всё гофрой, надеваем на неё пружину... и завинчиваем верхнюю крышку крест-накрест.
Накрываем всё гофрой, надеваем на неё пружину... и завинчиваем верхнюю крышку крест-накрест.
Всё. Насос готов к труду и обороне. А я бегу устанавливать его.
Всё. Насос готов к труду и обороне. А я бегу устанавливать его.

В целом, всё не сложно. Но, блин, ДОЛГО. 16 часов полировки, сведенные пальцы и вот это всё.

После чего устанавливаем насос на место… и обнаруживаем, что дело не только в нем. Но это уже другая история. Полная скрытого драматизма.

продолжение следует

как я победил Кадиллак

Благодарю за интерес к моему каналу и автомобильной теме, и надеюсь на ваши лайки и комментарии.

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.

Авто
5,66 млн интересуются