Найти тему
Грани преодоления

Натюрморт - живопись маслом" (продолжение)

Важно понять, что ничто не существует отдельно и одно за-

висит от другого: если ваш глаз

видит оранжевый оттенок тона,

значит, рядом существует в той

или иной степени голубоватый;

соседство двух начал — теплого

и холодного — возбуждает интен-

сивность звучания каждого.

В практике художника, переда-

ющего окружающую жизнь, в

практике работы с натуры все

настолько сложно и тонко, что

применить закономерность звуча-

ния чистых спектральных цветов

в их сочетании друг с другом

почти невозможно, но мы знаем,

что они существуют. Свежесть,

чистота, звучность тонов зависят

от того, насколько верно мы со-

ставим их в единстве, гармонич-

ности звучания.

Например, возьмем тот же

фрагмент — кусок мяса. Эта фор-

ма, сочность цвета мяса могут

быть выражены только точностью

живописных сочетаний, найден-

ной согласно законам оптики.

Но ошибается тот, кто думает,

что если скопировать все тональ-

ные переходы, то будет точь-в-

точь похоже на натуру. Не будет то, ради чего работает художник.

похоже и, главное, не получится.

Художник получит удовлетворе-

ние лишь тогда, когда заживет

на холсте вторая жизнь, а не механическая копия натуры. Ведь именно

точность сочетаний «камешков» мозаики живописи по силе света, по-

лутонов, тени, цветовой насыщенности и дает в своем единстве эффект

жизненной художественной правды.

Вы взяли отдельно этот фрагмент и примерно разобрали, как при-

ступить к изображению его на холсте. Но нам предстоит еще написать

кусок телятины, находящейся в окружении с одной стороны темного

фона, далее — глиняной опарницы и лежащей впереди телятины поч-

ки, далее — темной печенки, частично — плетеной корзинки и, наконец,

теневой стороны уже разобранного нами первого фрагмента.

Прежде всего обратите внимание на разнообразие форм, силуз-

тов и оттенков цвета: например, насколько кусок телятины отличается

от куска мяса по силуэту и форме, по оттенкам красного и белого, а

почка, контрастирующая с близ-

лежащими предметами, оправдан-

но помещена именно на этом ме-

сте — без нее красная телятина

очень вяло сочеталась бы с гли-

няной опарницей, а как правый

контур телятины вместе с краем

почки представляет плавную кри-

вую, контрастирующую с зигза-

гообразной линией слева. Вы ви-

дите: всюду противоположности,

всюду контрасты, ведущие при

разнообразии частей к единству

целого.

Возьмем опять фарфоровую

тарелку или кафельную плитку,

натрем ее луком, чтобы акварель

могла легко по ней разлиться, и

подготовим еще одну цветную

палитру так, как мы рекомендо-

вали выше. В данном случае крас-

ки наносятся таким образом, что-

бы с одного края были разлиты

темные тона фона, с другого —

темные пурпурные тона печенки,

с боков — тона глиняной опар-

ницы и первого куска мяса, на-

ходящегося в тени, и, наконец,

а переливы красок телятины и

печенки. Все это разольется на па-

литре случайно, переходы в ка-

ких-то местах будут совпадать с

натурой, и это даст камертон для прокладки тонов телятины. Таким

же способом — методом сравнения, примененным к работе над первым

фрагментом, мы начинаем прописывать плоскость холста, занимаемого

телятиной и почкой. Итак, мы создаем прокладки центральной части

натюрморта. От нее мы можем перейти вправо или влево.

-2

Перейдем к левой стороне холста. Здесь уже, отдыхая от теплых

тонов центральной части натюрморта, мы видим холодную гамму. Меж-

ду прочим, не мешает заметить, что в классических произведениях ис-

кусства количество теплых тонов часто поддерживается равным коли-

чеством холодных. Точно так же, по моим наблюдениям, количество

светлого нередко равно количеству темного. Обратите внимание: цен-

тральная часть — говядина, телятина, глиняная опарница, свинина —

все то, что по цвету относится к теплой гамме, охватывается с левой

стороны холодноватой гаммой белого кувшина, индейки, тетерева, а с

правой стороны — фазаном и холодным фоном.

Посмотрите на композиционное построение

левой части натюрморта: как великолепно исполь-

зовал художник сочетание различных по фактуре

предметов. Гладкая поверхность облива кувшина,

жирная фактура индейки и переливы оперения те-

терева, мягкость перехода холодноватых тонов кув-

шина в более теплые кремовые тона кожи ощипан-

ной птицы резко контрастируют с тоном тетерева,

хвост которого рисуется темным силуэтом на фоне

белого кувшина. А если мы возьмем абрис этих

предметов (рис. 34), то мы так же, как и в преды-

дущих случаях, восхитимся вкусом художника, уме-

ющего так подобрать предметы и пластично найти

их сочетания по разнообразию фактур и форм,

образно выражаясь, так «врезать» один в другой,

что они орнаментально, по своему силуэту пред-

ставляют одно пластическое целое.

-3

Обратите внимание, как остроумно художник

поместил фазана на фоне глиняной опарницы, как

необходимо здесь светлое крыло птицы, разбиваю-

щее однообразие формы посуды, и как другое кры-

ло фазана «врезается» в темный фон правой сто-

роны натюрморта. И опять-таки, если бы художник

не поместил кусок свинины перед фазаном, то пра-

вое крыло повторяло бы левое однообразием округ-

ленной линии. Опять взаимодействие контрастов,

противоположностей при единстве, гармонии це-

лого. Различие пропорций, фактур материалов

(левая часть} (глиняная

опарница, перья фазана, жир свинины),

многообразие форм и орнаментальных силуэтов —

все это угадано художественным чувством и созна-

нием художника.

-4

Давайте наберемся терпения и не бросим избранного нами спосо-

ба работать на приготовленных цветных палитрах. В дальнейшем рабо-

тайте так, как вам удобно и как вам может показаться менее канитель-

но, но я, особенно на первых порах, рекомендую, чтобы вы не полени-

лись применить именно этот прием, Я настаиваю на нем потому, что на-

чинающий работу по подготовленной цветной палитре легче будет ви-

деть и понимать значение цветовой напряженности. Он будет «петь» с

камертона. Правда, это сложно. Опытные художники, возможно, и не

применяют этот способ. Но мне кажется, что начинающим он будет

очень полезен.

#Коллектив-авторов-Школа-изобразительного-искусства-_вып.02_-1965г#Попрограммехудучилища#Натюрморт