Леонардо да Винчи был величайшим человеком эпохи Возрождения. Прежде всего, конечно, он был блестящим рисовальщиком и художником, прославившимся такими произведениями, как «Мона Лиза» и «Тайная вечеря». Но он также был эрудитом, применившим свой гений в ошеломляющем разнообразии областей. Его вполне можно назвать инженером, ученым, теоретиком, скульптором или архитектором. Но был ли он также изобретателем танка?
В 1482 году да Винчи написал письмо Людовико Иль Моро Сфорца, герцогу Миланскому, в котором он сделал ряд утверждений об инновационном оружии войны, а также набросал примерный проект «бронированной машины». Благодаря конической форме, позволяющей отражать вражеский огонь, внутренним колесам для передвижения и отверстиям для множества пушек, бронированный автомобиль Да Винчи, безусловно, имеет сходство с современным танком.
Но «танк» Да Винчи не был лишен недостатков. Современные эксперты предсказывают, что из-за своего веса он был бы в значительной степени неподвижен и что пушку было бы крайне непрактично использовать в бою.
Вот история бронированного автомобиля Да Винчи.
Гений на службе войны
Даже беглое прочтение знаменитых записных книжек Да Винчи обнаруживает бесконечно любопытный ум, наполненный гениальными идеями, многие из которых, кажется, являются прообразом гораздо более поздних изобретений. «Воздушный винт» Леонардо предвосхитил изобретение вертолета, за 437 лет до того, как первый вертолет поднялся в воздух, в его конструкции первого водолазного костюма использовались принципы, которые используются до сих пор, и его концепция самоходной тележки, которая отличалась торможением и предварительным запуском. программируемые системы рулевого управления, предсказуемые автомобилем. Не будет преувеличением сказать, что большая часть выдающихся работ Леонардо опережала свое время на сотни лет.
Интеллектуальное любопытство Леонардо казалось безграничным, но его мотивы не были чисто интеллектуальными. Он также был не прочь торговать своим гением. Исследования Леонардо требовали поддержки могущественных и богатых покровителей, и он был достаточно прагматичен, чтобы понимать, что его изобретательность может принести наибольшую пользу в военном контексте. Учитывая бурную борьбу за власть, охватившую Италию в 15 и 16 веках, нетрудно понять, как он пришел к такому выводу.
Из знаменитого письма 1482 года Людовико Иль Моро Сфорца, герцога Милана и одного из самых могущественных военачальников Италии, ясно, что Леонардо не стеснялся применять свои таланты в войне. В письме, похожем на презентацию, Сфорца предлагает «брошюру военной техники» и упоминает множество «секретов», которые значительно усилят военную мощь герцога.
Среди многочисленных утверждений Леонардо упоминает «некоторые типы пушек», которые «вызовут большой ужас у врага и принесут большие потери и смятение…», а также «способы разрушения любой крепости или редута, даже если они основаны на твердая скала…"
Он также обещает «бронеавтомобили, совершенно неприступные, которые прорвут ряды врага своей артиллерией, и нет такой большой роты солдат, которая могла бы противостоять им».
Смелое предложение Леонардо рекламирует всевозможные военные новинки, многие из которых, в том числе и его «броневики», можно найти в его записных книжках. Нет никаких доказательств того, что эти машины когда-либо были реализованы физически, и определенно кажется, что воображение Леонардо опережало само себя в письме к Сфорца. Тем не менее, неуемная изобретательность Леонардо, безусловно, очевидна, и его прото-танк не лишен надежд.
Бронетранспортер Леонардо
При всей браваде его письма к Сфорца, конструкция бронетранспортера Леонардо, хотя и несомненно новаторская, в корне ошибочна. Его конструкция «крытая повозка», которую современные комментаторы чаще называют «танком», датируется 1487 годом. Некоторые считают, что ее основные механические недостатки можно объяснить неопытностью Леонардо в то время; более поздние работы, безусловно, предполагают, что он развил более полное понимание механики зубчатых передач.
В конструкции используется усиленная металлом деревянная коническая крышка, напоминающая панцирь черепахи, с наклонными углами, предназначенными для отражения огня противника. По периметру будет выступать группа из 16 легких пушек, а машина будет приводиться в движение рукояткой, которой будут управлять четыре человека.
В замысле Леонардо есть множество недостатков. Самое главное, шестерни расположены в обратном порядке, так что любое движение одного кривошипа компенсирует другое, тем самым обездвиживая автомобиль. Некоторые ученые считают, что такая основная механическая ошибка должна была быть преднамеренной — акт саботажа, который мог отражать либо пацифизм Леонардо, либо попытку защитить свой проект.
Кроме того, колес броневика недостаточно, чтобы выдержать вес его тяжелого бронированного корпуса, в то время как радиальное расположение пушек, хотя и устрашающее, скорее всего, оказалось бы неточным при наведении на вражеские войска. Даже инновационная коническая крышка была сочтена функционально проблематичной и сложной в массовом производстве.
В конечном счете, конструкция броневика Леонардо столь же фантастична, как и некоторые претензии, которые он предъявлял Сфорца, но, возможно, в этом и был смысл. Дизайну так и не суждено было быть реализовано и использовано на поле боя, но ему удалось представить устрашающую фантазию, которая послужила бы политическим амбициям Сфорца. Даже если это функциональный нестартер, прото-танк Леонардо является гениальной концепцией и работал бы как символ беспрецедентной военной мощи в Италии 15-го века.