Мышление – это процесс по познанию и интерпретации действительности, то есть событий, явлений, предметов из внешнего мира и в рамках внутреннего мира человека.
Существуют 3 вида мышления, которые развиваются постепенно, по мере взросления человека. Высший тип – понятийное мышление. Им обладают меньше 20% взрослых людей. Можно ли развивать мышление? Да, и сегодня мы узнаем, как это сделать.
Содержание
Виды мышления
Эффективные способы развить мышление у взрослого человека
Развитие словесно-логического (понятийного) мышления
Развитие критического мышления
Развитие творческого (продуктивного) мышления
Развитие аналитического мышления
Развитие интуитивного мышления
Упражнения для развития мышления
Методы психологов
Тренировки
Советы
Виды мышления
Психологи выделяют несколько классификаций, рассмотрим наиболее популярные.
По мере интеллектуального развития человека у него формируются разные виды мышления (от простого к сложному):
- Наглядно-действенное;
- Наглядно-образное мышление;
- Словесно-логическое мышление.
Наглядно-действенное присутствует у человека с рождения до 3-х лет. Дети все трогают и пробуют на вкус – так они познают мир.
С 3 до 7 лет появляется наглядно-образное мышление. Чтобы понять, с чем приходится иметь дело, ребенку уже необязательно активно взаимодействовать с реальностью, но ему важно видеть перед собой то, о чем идет речь. Например, он не может в уме сложить 1+1, но если он видит перед собой две палочки, то скажет, что всего их 2.
Словесно-логическое мышление. Зачатки этого типа заметны уже у младших школьников. Пик развития приходится на 14-16 лет. Словесно-логическое мышление проходит две стадии: допонятийное и понятийное. Первое – конкретное. Второе – абстрактное. Допонятийное мышление предполагает умозаключения и суждения относительно конкретных ситуаций, предметов, явлений. Суждения основаны на личном опыте человека. Понятийное мышление выходит за пределы опыта одного человека. Он может рассуждать о чем-то, с чем никогда не сталкивался сам, но знаком с теми понятиями, о которых идет речь.
По уровню психических процессов выделяют интуитивное и аналитическое мышление. Аналитики полагают, что мир существует по определенным внутренним законам. У них развито алгоритмическое мышление.
Интуиты уделяют внимание взаимодействию объектов и явлений, т.е. мыслят более широко. Аналитики успешны, когда решают задачи в одиночку, интуитам больше подходит работа в коллективе.
Классификация исходя из результатов мышления:
- Творческое;
- Репродуктивное.
Репродуктивным мышлением обладает каждый человек. Это умение воспроизвести «копию» на основе ранее полученного опыта. Чем больше знает человек, тем более широкий у него диапазон возможностей.
Цель творческого мышления – создание чего-либо принципиально нового. Данный вид мышления отличается отсутствием структуры, порой лишен логики. В основе творчества лежит дивергентный тип мышления. Его суть в возможности поиска максимального количества решений одной и той же задачи. Творческие люди отличаются гибкостью ума, быстро формулируют идеи, нестандартно мыслят, быстро анализируют и прорабатывают информацию.
Хочется знать, как развить мышление богатого человека? Нужно начать с прокачки навыков по нестандартному решению задач. Не последнюю роль играет безоценочное мышление, умение смотреть на ситуацию с позиции наблюдателя, стратегическое мышление.
Люди с дивергентным типом мышления способны генерировать идеи. Те, у кого конвергентный тип мышления хорошо проявляют себя там, где нужно работать с алгоритмами и схемами. Оба типа мышления заложены в человеке с рождения и поддаются развитию.
Пространственное мышление – одна из составляющих интеллекта (IQ). С его помощью человек может решать сложные задачи, представлять предметы в многомерном пространстве. Пространственное мышление появляется в раннем детстве, закрепляется в подростковом возрасте.
Ассоциативное мышление отражает умение человека находить связь между предметами и явлениями. Ассоциации рождаются на основе представлений.
Понятийный тип – высшая форма развития мышления. Это способность анализировать, систематизировать, выявлять частное из общего и наоборот, прогнозировать, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности, отделять главное от второстепенного. Думаю, теперь вы понимаете, почему в начале статьи мы упомянули, что этот тип развит менее чем у 20% взрослых людей.
Люди с чистыми типами мышления встречаются крайне редко. Более того, для успешности в профессии важно уметь решать разные по структуре задачи. Поэтому вопрос, какое мышление развивать, зависит от цели.
После развития нового типа мышления предыдущая форма не исчезает, то есть взрослый человек может мыслить и через действия, и через образы, и через понятия, а при этом еще выбирать ту или иную форму мышления и переключаться от одного типа к другому в зависимости от ситуации.
Эффективные способы развить мышление у взрослого человека
Разберем по группам лучшие способы для развития самых востребованных в жизни, видов мышления у взрослого человека.
Развитие словесно-логического (понятийного) мышления
Как развить понятийное мышление у взрослого человека:
- Учитесь формулировать понятия. Как часто вы говорили: «Я знаю, что это такое, но не могу сформулировать»? Пора учиться. Выскажите свое определение для понятий: дружба, любовь, ненависть. Если с абстрактными понятиями пока сложно работать, то возьмите что-то более конкретное: стол, стул.
- Прогнозируйте и анализируйте. Обратите внимание на любой предмет рядом с вами. Какой он, из чего сделан, но главное – зачем его создали, чем он полезен человечеству. А что случится, если его и других подобных предметов не станет? Кстати, а что это за подобные предметы?
- Работайте с текстом. Откройте любую книгу, лежащую рядом с вами. Прочитайте любое предложение. А теперь объясните смысл каждого слово отдельно и в рамках контекста, а также общий смысл предложения. Если не можете объяснить значение какого-то слова, то обратитесь к словарю.
- Излагайте. Помните, как в школе было: расскажи своими словами? Такая работа способствует развитию понятийного мышления. Главное – следить за тем, чтобы не потерялась суть, ведущая мысль.
Развитие критического мышления
Чтобы развить критическое мышление, взращивайте в себе скептицизм. Возьмите одно из популярных утверждений. На мой взгляд, интереснее работать с мифами и стереотипами, поэтому можно изучить убеждение «Все женщины дуры» или «Все красивые девушки глупые». А теперь отправляемся в интернет и ищем научные исследования на темы: женский интеллект, связь внешней привлекательности и интеллекта и т.п. Еще можно посетить форумы, собрать как можно больше разных мнений по этому вопросу. Читаем, изучаем, анализируем и записываем свой вывод: подтверждение или опровержение тому убеждению, в правильности которого вы сомневались.
Аналогично можно работать с любой информацией.
Особенно важно подвергать сомнению, перепроверять то, что вы слышите от других людей, что напрямую касается вас. Ничего не принимайте на веру, ищите доказательства, факты, аргументы, подтверждения. Есть отличный курс, чтобы развить критическое мышление.
Развитие творческого (продуктивного) мышления
Похожие типы мышления, которые можно развивать одними и теми же методами, – разберем их вместе .
Как развить креативное мышление:
- Ищите нестандартные способы использования привычных вещей. Например, запишите как можно больше вариантов для зубной щетки.
- Ищите общее у разного. Откройте словарь и произвольно выберите слово (что бросится в глаза), закройте книгу. Повторите действие и выберите еще одно слово. Постарайтесь найти связь между первым и вторым. Возможно, по аналогии с предыдущим заданием вы придумаете, как нестандартно и в связке их использовать или увидите что-то другое.
- Придумайте свой язык. Или пару новых слов. А, может быть, вы захотите нарисовать несуществующее животное? Или придумаете герб для чего-то, например, для своей жизни.
- Разбирайте любые проблемы из жизни через мозговой штурм. Каждый раз, когда нужно принять непростое решение, записывайте все идеи. Сначала вы зафиксируете очевидное и банальное, но дальше начнете генерировать нечто оригинальное. Записывайте все: странное, фантастическое, нелогичное и т.д. Потом проанализируйте все идеи и на стыке банального и фантастического найдите что-то творческое и выполнимое.
Развитие аналитического мышления
Как развить аналитическое мышление у взрослого человека:
- Решайте задачи на логику. Пример: турецкие чистильщики обуви предлагают прохожим свои услуги бесплатно. Но если те решают воспользоваться их предложением, то потом сами платят им деньги. Почему? Ответ: чистильщики обрабатывают только один ботинок, поэтому человеку приходится платить за обработку второго.
- Играйте в стратегические игры. Если увлекаетесь компьютерами, то можно найти что-то в сети, например, Factorio, а, вообще, подойдет нестареющая игра на логику – шахматы.
- Решайте головоломки. В реальной жизни это может быть кубик Рубика или другая игра, а в онлайне – специальные задачки. Пример головоломки для развития мышления: «На парковке было 3 красных, 4 желтых и 5 зеленых автомобилей. Уехало 8 машин. Машин какого цвета сейчас меньше, чем раньше?». Ответ: зеленого.
- Решайте математические задачи. Подойдут любые примеры, но они должны быть чуть сложнее того, что вам дается легко. И старайтесь в жизни отказываться от калькулятора и больше считать в уме.
- Читайте детективы. Следите за ходом мыслей главных героев и перед тем как узнаете ответ на мучающий вопрос, выдвигайте свое предположение.
- Играйте в квесты. Это кладезь полезных инструментов для развития логики. Да и так развивать мозг интереснее.
- Придумывайте рассказы. Например, возьмите за основу фразу «Сегодня Петя получил в школе двойку» и добавьте несколько событий между теми, что уже известны: «Сегодня Петя не выспался, из-за этого был рассеянным и получил двойку, но мама не наругала его за это».
Будьте готовы к тому, что вместе с аналитическим мышлением у вас разовьется новая черта характера – задумчивость.
Развитие интуитивного мышления
Психология не считает интуицию особым чувством или сверхспособностью. На самом деле, интуиция – это способность подмечать мелочи, запоминать закономерности. В большинстве случаев и сам человек не понимает, что его предчувствие – результат неосознанных наблюдений в прошлом.
Пример. У вас в памяти отложились ситуации, в которых на вас накричал начальник, и вот в похожей ситуации вы констатируете: «Чую опять на нас орать будет». Все (сравнение ситуаций, запоминание предыдущих случаев и реакций начальника, анализ нынешних обстоятельств) произошло бессознательно и так быстро, что вы и сами не заметили. Таким образом, чтобы развить интуитивное мышление, учитесь подмечать мелочи.
Мышление активизируется, когда нет готовой схемы решения.
Полезно учиться рассматривать предметы и явления с разных сторон, искать что-то новое в привычных вещах.
Умение задавать вопросы – признак высокого интеллекта и хорошо развитого мышления. Полезно завести привычку задавать себе вопросы, касающиеся повседневной жизни.
Мышление развивается в деятельности. Чтобы добыть новую информацию, необходимо напрячь мозг. Мышление развивается в процессе поиска информации, решения интеллектуальных задач. Наиболее действенные методы – изучение иностранных языков, чтение художественной литераторы.
Чем более объемно человек способен видеть ситуацию, тем более развито его мышление. Умение смотреть на проблему комплексно тренируется через решение логических задач, головоломок, ребусов.
Для тренировки мышления подходят задачи с избыточными или отсутствующими данными. Отлично работает участие в дискуссиях, групповых тренингах.
Упражнение на развитие критического мышления «Покупка недвижимости»
Необходимо найти 7 разных объявлений и продаже недвижимости. Задача в том, чтобы проанализировать объявления с точки зрения определенных критериев. Существует несколько «уровней сложности»:
- Абстрактный (просто нужно где-то жить);
- Понятийный (выбор жилья исходя их комфорта);
- Концептуальный (у меня есть семья, большая собака, я одиночка, я городской житель);
- Инструментальных (что есть рядом полезного, инфраструктура);
- Экспериментальный (снять квартиру, попросить кого-либо пожить);
- Стандартный (планировка, отделка);
- Конкретный (измерение определенных параметров).
Можно придумать свои критерии. Главное, не руководствоваться эмоциями, а аргументировать свой выбор.
- Упражнение для развития творческого мышления «Мечтатель, реалист и критик». На бумаге следует кратко изложить суть проблемы и примерить на себя 3 образа. «Энтузиаст» предлагает самые абсурдные идеи решения проблемы, «прагматик» составляет последовательный план, «критик» находит нестыковки и ошибки. Игру можно проводить как в одиночку, так и в группе.
- «Расшифровка иероглифов». В интернете нужно найти изображения с древними письменами и, включив воображение, предложить как можно больше вариантов, что они могут обозначать.
- «Креативный архитектор». Необходимо написать на бумаге 10 существительных. Например, лошадь, апельсин, солнце и т.д. Ситуация такова: заказчик просить включить все эти предметы в интерьер дома. Чем больше вещей удалось разместить, тем лучше.
- «Случайности». Необходимо взять книгу, выписать из нее несколько случайных слов и постараться составить на их основе историю или рассказ.
- «Реклама». Необходимо запомнить изображение на билборде, картинку с афиши или фото и придумать к ней 2-3 описания.
Упражнения для развития наглядно образного мышления:
- Максимально детально вспомнить, в чем был одет человек, с которым довелось встретиться;
- Представить форму ушей своего питомца или какую-либо незначительную деталь;
- Подсчитать количество квартир в доме;
- Представить какую-либо латинскую букву, перевернуть ее вверх ногами и подумать, на что она похожа.
Упражнения на развитие словесно-логического мышления:
- В течение 3 минут называть лова на одну и ту же букву;
- Читать наоборот словосочетания;
- Найти отличия и сходства между предметами (корабль и самолет, цветок и трава, рассказ и стихотворение, пейзаж и портрет).
Упражнения на развитие наглядно-действенного мышления:
- Игра в шахматы;
- Собирание пазлов;
- Решение интеллектуальных задач;
- Работа с конструктором.
Для развития творческого мышления подходит составление рассказов на основе пословицы, поговорки или афоризма.
Можно писать письма самому себе в будущем, составить список целей на 100 пунктов. Полезное упражнение для тренировки ума – вспомнить кого-либо из близкого окружения и подобрать к его образу как можно больше определений.
Мышление, как и другие психические процессы, поддается развитию. Необходимо уделять 10-15 минут времени ежедневно, чтобы через месяц появился результат.
Методы психологов
Психологи и психофизиологии заработали ряд методик и упражнений для развития психических процессов, куда входит мышление, память и внимание, воображение. Широкую известность получил подход Алексиса Кастори.
Тренировка мозга напоминает выполнение физических упражнений: вначале разогрев, затем усиление, в конце расслабление. Упражнения не требуют подготовки, могут выполняться в любое удобное время.
Приведение в порядок мыслей
Желательно выполнять утром после сна сидя или лежа. Все упражнения нужно проговаривать вслух:
- Сосчитать от 100 до 1.
- На каждую букву алфавита придумать слово. Время на обдумывание не более 30 секунд. Если не получается подобрать слово, нужно переходить следующей букве.
- Вспомнить и произнести 20 мужских имен, нумеруя их. Например, 1 –Владимир, 2- Николай и т.д.
- Сделать то же самое, но с женскими именами.
- То же самое, только вспоминать названия еды.
- Выбрать какую-либо букву из алфавита и назвать не менее 20 любых слов, последовательно их нумеруя, как в упражнении с именами.
- Закрыть глаза, сосчитать до 20, открыть.
Первая часть методики направлена на «разогрев» ума.
Мозговой спринт
Рекомендуют выполнять этот блок перед началом рабочего дня. Время – 5 минут. Из материалов понадобится бумага, ручка и секундомер. Упражнения выполняют сидя.
Необходимо выбрать любой текст из газеты, журнала или книги, выписать первое попавшееся на глаза слово. В течение отведенного времени нужно написать как можно больше фраз, содержащих выбранное слово.
Не важно, насколько глупо могут выглядеть ассоциации, главное писать быстро и не останавливаться, пока не зазвенит таймер. В конце упражнения нужно досчитать до 20.
Усиление. Время выполнения – 10 минут. Нужно перевернуть газету или журнал вверх ногами и читать текст вслух.
Развитие творческого мышления. Суть в том, чтобы в добавлять в повседневные дела новые элементы или менять их местами. Количество новизны должно увеличиваться с каждым днем.
Например, расчесываться другой рукой, поменять местоположения мебели или сделать перестановку в рабочей зоне. Такая целенаправленная дезориентация способствует образованию новых нейронных связей.
Релаксация
Время выполнения – 10 минут. Понадобится таймер, бумага и карандаши или фломастеры.
- Необходимо взять карандаш того цвета, который понравился.
- Закрасить лист.
- Установить секундомер на 10 минут.
- Лечь, поставив перед собой цветной лист.
- Сделать 5 глубоких вдохов.
- Следовать инструкции: «Сосредоточьте взгляд на центре листа. Позвольте мозгу размышлять над этим цветом и над любыми ассоциациями, которые возникнут в памяти. Помедлите над каждым воспоминанием, воскрешая мысленно случаи, в которых играл этот цвет. Проведите время с каждым образом, позволяя им естественно появляться и уходить. Если никакие образы не приходят на ум, просто отдыхайте взглядом на листе, тоните в его цвете, словно в большом пруду. Если мысли отвлекаются, повторяйте названия цвета, это поможет сосредоточиться».
Ее можно записать на диктофон либо делать по памяти. Чтобы мысли не «разбегались», нужно периодически напоминать себе название цвета.
Еще несколько эффективных методов как развить мышление:
- Примеряйте на себя разные образы. Выберите известную личность, персонажа из книги, героя фильма или знакомого и постарайтесь какое-то время побыть им. Копируйте поведение, речь, образ мыслей. Этот метод развивает образное, креативное и интуитивное мышление.
- Ищите альтернативы. О чем бы ни шла речь, всегда подбирайте несколько решений. Попробуйте прямо сейчас вспомнить недавнюю дилемму и подобрать несколько идей для ее решения.
- Участвуйте в дискуссиях. Собирайтесь с друзьями и обсуждайте фильмы, книги, мировые новости. Такая активность поможет развить интуитивный интеллект (вы начнете лучше понимать других людей), творческое и логическое мышление.
- Заведите ежедневник. Записывайте туда свои главные мысли, цели и способы их достижения. Фиксируйте, что получилось, а что не получилось, и там же анализируйте причины исхода, составляйте планы на будущее, делайте работу над ошибками.
Тренировки
Разберем тренировки для трех видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Тренировки наглядно-действенного мышления:
- Решайте головоломки со спичками. Составьте любой ребус и переставляйте спички, пока не получится достичь нужного результата. Если будете делать то же самое не через действие, а просто глядя на картинку с ребусом, то это уже относится к тренировке наглядно-образного мышления.
- Собирайте пазлы и конструкторы. Существуют сложные варианты, которые будут интересны взрослым, например, купите пазл с большим количеством деталей, мелкими элементами, сложным рисунком.
Тренировки наглядно-образного мышления:
- Воспроизведите образ отдельного события. Можно взять недавнюю встречу с друзьями: что и на ком было одето, кто что говорил, как поминутно развивались события и т.д.
- Возьмите в руки любой предмет, внимательно изучите его в течение двух минут, а потом по памяти постарайтесь максимально подробно описать.
Тренировки словесно-логического (абстрактного) мышления:
- Уберите лишнее слово из списка: утка, пингвин, птица, курица, чайка. Ответ: птица – это собирательное название для остальных перечисленных видов птиц.
- Ищите отличия между похожими словами. Старайтесь не прибегать к наглядности, то есть не ищите картинки или видео в интернете, а работайте только со своей памятью, представлениями.
Психологи утверждают, что наше мышление активно всегда и везде, но если человек научится управлять этой активностью, то достигнет больших успехов в жизни. По мнению исследователя Д. Салво, 30-50% мозговой активности уходит на «витание в облаках».
Для тренировки ума полезно решать логические задачи, считать в уме, придумывать нестандартные решения обыденным ситуациям, писать сочинения.
Ниже представлены просты и эффективные техники, развивающие память и мышление:
Решение числовых последовательностей
Цель: перечислить возрастающие и убывающие последовательности в уме:
- Возрастающая на 2, 3, 4 и т.д. до 9. (2, 4, 6, 8, …, 100);
- Убывающая на 2, 3, 4 и т.д. до 9 (100, 98, 96, 94, …, 2).
- Перечисление последовательностей попарно.
Цель: перечислить 2 последовательности одновременно. Например, возрастающую на 2 и на 3 (2-3, 4-6). То же самое с убывающей последовательностью.
Перечисление противоположных последовательностей попарно
Цель: перечислить попарно возрастающую и убывающую последовательность одновременно. Например, возрастание на 2, убывание на 4.
- Представление в уме числовых последовательностей. Суть в том, чтобы не проговаривать числа, а увидеть их образы. Усложнить технику можно, перечисляя в уме возрастающую последовательность, одновременно выписывая убывающую.
- Удвоение чисел. Цель: придумать число и удваивать его до 100, 200, 500, 1000.
Далее задачи, развивающие мышление — работа с буквами.
Буквенно-числовые пары
Цель: соотнести букву алфавита и ее порядковый номер. Например, А1, Б2, В3, Г4, Д5, …, Я33 или 33Я, 32Ю, 31Э, 30Ъ, 29Ы, …, 1А.
Буквенные последовательности
- Перечислить буквы из алфавита в прямом и обратном порядке.
- Прочитать предложения и произнести их, начиная с последнего слова.
Советы
Одним из условий успешности является умение мыслить позитивно. Это значит быть эмоционально устойчивым, принимать решения, опираясь на факты, выносить уроки из неудач.
Позитивное мышление можно развить, как и другие виды.
Психологи предлагают несколько упражнений и техник, помогающих изменить образ мыслей:
- Делать рефрейминг. Суть метода в том, чтобы видеть позитивные стороны в неудачах.
- Вести дневник позитива. В конце дня нужно записывать все хорошее, что произошло. Чем больше удается найти положительных моментов, тем лучше.
- Избавляться от негативных воспоминаний. Невозможность расстаться с болью отбирает жизненную энергию, не дает наслаждаться жизнью в полной мере. Психологи рекомендуют представить, как негативный опыт тонет в воде, разбивается, падая со скалы, сгорает или рассыпается. Чем более детально человек представляет себе картинку, тем лучше результат.
- Разрешить себе злиться. Позитивное мышление – это не про запрет негатива как такового. Это про умение видеть жизнь такой, какая она есть, умение выносить уроки, видеть и учитывать промахи, не бояться неудач. Полезно осознавать и проживать страх, раздражение и гнев.
- Смотреть и слушать позитивный контент. Человек часто неосознанно тянется к информации, которая может расстроить или огорчить. Нужно научиться фильтровать информацию, приходящую извне. Для этого важно уметь думать, включить осознанность, мысленно спросить «Будет ли мне эта информация полезна или приятна?»
- Разгадывайте кроссворды. Не ограничивайтесь классическим типом, выбирайте другие форматы: судоку, сканворды, японские кроссворды, филворды, алфавитные кроссворды, крис-кросс, дуаль, кейворд, линейный кроссворд. Такой досуг поможет вам развить разные виды мышления.
- Изучайте и пробуйте что-то новое. Ежедневно узнавайте по одному новому факту, еженедельно осваивайте новое хобби, посещайте новые места, общайтесь с разными людьми, пробуйте необычные блюда. Расширение кругозора помогает развивать основные типы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
- Делайте привычное непривычным. Например, попробуйте писать левой рукой, если вы правша. Или пройдитесь по своей комнате с завязанными глазами – наверняка, она покажется вам не такой знакомой.
- Меняйте привычки. Например, пройдитесь или проедьте до работы новым маршрутом. По мнению исследователя Дэвида ди Салво, последовательность и стабильность негативно отражается на мышлении (книга «Пойми, что хочет твой мозг, и сделай наоборот»).
- Играйте в настольные игры, развивающие мышление. В онлайн-гипермаркета типа Озона можно найти сотни разных игр. В описании, как правило, указано, какой тип мышления и что еще кроме него развивает игра.
- Играйте на музыкальном инструменте. Такая активность включает в работу сразу все виды мышления. Вам приходится: следить за ритмом, считывать и воспроизводить ноты, представлять цельную картину и образ музыки, координировать движения рук и т.д. Говорят, что человек, который умеет играть на музыкальном инструменте, может добиться успеха в любом деле.
Заключение
Зачем развивать мышление? Чтобы быстро адаптироваться к новым условиям, достигать больших успехов на работе и в быту, улучшить взаимопонимание с коллегами и близкими людьми, стать успешным человеком и востребованным специалистом, максимально реализовать личностный потенциал.
Каждый человек может развить мышление, причем «потолок» не ограничен. Главное – заниматься ежедневно хотя бы по 30 минут. Тогда уже через месяц вы заметите существенные и устойчивые результаты.
И не забывайте о том, что мышление напрямую связано с работой мозга, а она, в свою очередь, зависит от образа жизни человека. Заботьтесь о своем мозге – ведите здоровый образ жизни. Боритесь с врагами здорового и активного мышления: недосып, телевизор, бесконтрольное потребление, алкоголь и сигареты, неправильное питание, пассивность, однообразие.