Сегодня работа с информацией - один из основных навыков современности. Как избежать ненужной информации? Как её фильтровать? Как избегать стрессов и не поддаться манипуляциям? По этому поводу есть много мнений и рекомендаций. В материале Арины Матвеевой собраны мнения трёх экспертов: специалиста в области коммуникаций, учителя и редактора образовательных программ и психолога.
Как быть и что делать, чтобы не попасться в умело расставленную информационную ловушку?
Вот несколько рекомендаций, от эксперта в области коммуникационных технологий, Марины Рощиной, директора репутационного агентства.
Как показывают исследования, пользователи, находясь под воздействием огромного количества информации, выбирают ту, которая более эмоциональна, содержит броский, а иногда и скандальный заголовок
✔️ изучайте источник информации, а лучше найдите ее первоисточник. Перейдите по ссылкам, указанным в источнике. Не всегда информация по ссылкам соответствует самой новости
✔️ Читайте не только заголовки, а весь материал целиком. Заголовки могут быть броскими, но при этом не отражать суть
✔️ Проверьте авторство. Существует ли такой, кто он, его сфера профессиональных компетенций, на какие темы пишет
✔️ Дата новости. Часто репостят не актуальную, а привлекательную и вирусную информацию
✔️ Возможно, странная новость – это юмористическая заметка, к которой нужно относиться как к шутке
✔️ Спросите экспертов. Если сомневаетесь на счет достоверности информации и не можете самостоятельно определить степень правдивости, можно обратиться за помощью к уже существующим автоматическим распознавателям фейков в сети Интернет или к экспертам
✔️ Сегодня важно мыслить критически для личной и профессиональной безопасности
Развивая в себе критическое мышление, вы повышаете свою медиаграмотность, снижая уязвимость перед недобросовестными людьми, манипулирующими вашим поведением.
Какой информации можно доверять?
Виктор Цатрян, педагог, учитель русского языка и литературы, главный редактор медиаплатформы ЦПСО:
Для меня лично очень важно не поддаваться эмоциям и смотреть на ситуацию, насколько это возможно, трезво. Поэтому я тщательно фильтрую информацию, ориентируясь на некоторые признаки, по которым отличаю некачественный текст.
🔺Какие это признаки?
✔️Прежде всего, это броское название вроде «В провинции Ухань от коронавируса погибло более 2500 человек». Чаще всего такой текст написан для продвижения ресурса или страницы. По такой ссылке я, скорее всего, не перейду
✔️Экспертность ресурса. Если это платформа с развлекательным контентом и миллионами подписчиков (вроде adme), текст на нём я также читать не стану
✔️Эмоциональная лексика. Это классический мошеннический приём. Окрашенные эмоционально слова (ужасный, невероятный, катастрофа) указывают на желание автора воздействовать на вас. Столкнувшись с такой лексикой, я закрою страницу
✔️Тут важно, во-первых, соотношение текста и картинок: в аналитическом материале, да и в новости, текста должно быть больше, обратное служит индикатором: автор не столько передаёт информацию, сколько пытается воздействовать на меня эмоционально ✔️Картинки. Они должны иметь отношение к тому, о чём рассказывается, и не быть броскими, апокалиптичными
✔️Наличие источников. Если в тексте нет источников, или он всего один - будь то новость или аналитический материал, тексту доверять нельзя. Для меня лично текст становится экспертным, если в нём не меньше трёх источников
✔️ источники также должны быть авторитетными. Чья-то мама, москвичка Вера, безымянные китайские учёные не могут считаться экспертами. В идеале эксперта можно прогуглить хотя бы по-английски
✔️Позиция автора. Если автор открыто заявляет о своей позиции, а факты, изложенные в тексте, лишь подкрепляют её, это является признаком навязывания точки зрения. Наличие однозначного мнения - показатель некомпетентности
✔️Наконец, текст должен быть грамотным. В нём не только запятые должны быть расставлены верно, а производные предлоги согласованы с существительными. В тексте не должно быть фактических ошибок. Автор-эксперт тщательно проверит все данные перед публикацией
Как научиться потреблять новости без вреда для здоровья и справляться с информационной перегрузкой?
Психолог Елены Друма даёт свою консультацию:
Информационная перегрузка — это состояние перенасыщения информацией, которую мозг уже не в состоянии адекватно обработать. Из-за него этого часто нарушается концентрация внимания или же незаметно накапливается тревожность.
Как с этим справляться?
✔️ Дозированно избавляйтесь от накопившейся информации. Проговорите или пропишите на бумаге ваши переживания, мысли, мнение насчет сложившейся ситуации. Главное, делайте это не чаще 2-3 раз в день и говорите только о своих чувствах
✔️Снизьте уровень информационного шума. Выделите себе только час или два в день, когда вы будете получать информацию, смотреть телевизор, листать ленту в телеграм или соцсетях. В остальное время займитесь чем-нибудь спокойным: книги, шахматы, японские сканворды, настольные игры с семьей
✔️Посвятите время себе. Вы можете даже ничего не делать, научитесь просто быть. В этом вам помогут медитации или горячая ванна
✔️Чтобы избежать тревоги и не поддаться панике максимально ограничьте с паникерами и теми СМИ, которые вводят вас в состояние тревоги
✔️Отслеживать свои мысли можно и нужно! Вопрос, умеете ли вы прислушиваться к себе и понимать свои настоящие эмоции? Задавать себе терапевтические вопросы?
✔️Например, попробуйте взглянуть на себя и свое настоящее в роли зрителя.
✔️Посмотрите на себя как будто через стеклянный колпак, наблюдайте, с какими вопросами, проблемами, переживаниями вы сталкиваетесь и как реагируете. Постарайтесь отследить свои эмоции по отношению к тому (то есть вам), кто сейчас внутри ситуации и подумать, а как иначе можно было бы реагировать на внешние события? Это поможет понять, что все не так уж плохо и найти варианты решения проблем.
В наше непростое время информационный поток всегда становится интенсивнее, вызывая усталость или тревогу. При этом цифровой «вакуум» — не выход, ведь, как ни крути, актуальная и верная информация для нас важна. Поэтому постараемся быть начеку, беречь себя и детей от информационного и визуального шума. Но цаплями становиться не будем: у нас есть знания и стержень – это привилегии и бонус, чтобы сохранить внутреннее достоинство и свою точку зрение на происходящее. Наша задача - оберегать от зла, сориентировать и поддерживать наших детей, а нередко - и родителей.
Автор: Ирина Матвеева
Опубликовано: https://www.hss.center/
ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Благодарим вас за Ваши "Спасибо".
Подписывайтесь на наш канал. Будьте в курсе событий!
Желаем Вам Успехов, Добра и Радости))