Пожалуй, самым доступным искусством в широком смысле этого слова является живопись, ведь до 85% всей информации мы получаем именно через зрительное восприятие.
Мы смотрим на мир широко раскрытыми глазами, жадно поглощая визуальные образы и впечатления. Нередко и мыслим мы тоже образами и картинками.
Несмотря на то, что аромат не имеет зрительного воплощения, он оказывает схожее влияние на человека. Все дело именно в образах, ведь каждый аромат овеян массой ассоциаций и впечатлений, ровно также работают и картины художников. Они рождают в наших умах аналогии, ассоциации и впечатления.
Мы решили развить эту взаимосвязь ароматов и изобразительного искусства и попробовать описать ольфакторные портреты художников через их работы.
И если уж говорить об эмоциях и впечатлениях, то первое, что приходит в голову – это творчество импрессионистов. Ведь, отвергая всякие условности, правила и классические каноны живописи, эти бунтари главной целью перед собой ставили именно провоцирование эмоций в душе смотрящего.
Мы не сможем охватить творчество всех импрессионистов и попробуем лишь слегка коснуться знаковых работ наиболее известных творцов. Создавая их ольфакторные образы, мы прочувствуем чуть глубже их творчество и вникнем в суть их изобразительных замыслов.
Эдуард Мане
Главным вдохновителем и первопроходцем среди импрессионистов стал французский художник Эдуард Мане. Две его провокационные картины «Завтрак на траве» и «Олимпия» зажгли сердца десятков последователей.
Именно эти работы многие считают точкой отсчета современной живописи. Переосмысление изображения обнаженной натуры в свежей, спонтанной манере оказало огромное влияние на поклонников и последователей.
А что говорят нам ароматы?
Скандальный сюжет картины «Завтрак на траве», на которой обнаженная женщина (узнаваемая современниками натурщица Викторина Мёран) сидит в окружении одетых мужчин, окружена древесными ароматами леса, сладкими фруктовыми ароматами выпавших из корзины плодов, холодным ароматом земли и мха, прохладой воды, идущей от девушки, укутанной льняными простынями, купающейся на заднем плане, соломенным ароматом шляпы и ароматом духов, идущим от сброшенного платья.
На благоухающем фоне естества и гармонии природы разворачивается искусственная декорация, имитирующая живую жизнь.
Обнаженное тело женщины в обществе столь строго одетых мужчин, абсолютно отстраненных и безразличных к ней, отражает полное отсутствие страсти, чувств и тепла.
Несмотря на то, что мужчина рядом держит руку за ее спиной, подчеркивая, что она принадлежит ему, а мужчина напротив жестом руки, тростью и раскрытыми ногами намекает на некую претензию обладания ей, все это лишь фальшь. Ей одиноко, ведь они не смотрят на нее. Душе холодно, точно также как ее обнаженному телу в этой прохладной тени леса.
Будь главная героиня одета, сюжет картины изображал бы внешне благопристойную семейную жизнь, имитацию любви и близости, но на самом деле давно потерявшую какой-либо огонь страсти и взаимного интереса, как корзина рассыпанных фруктов, аромат и сочный вкус которых никого из них не привлекает.
Эдгар Дега
Дега был невероятно увлечен театром. Конечно, этому способствовал и образ жизни художника. Будучи выходцем из состоятельной буржуазной семьи, он не знал проблем материального мира и посвящал себя творчеству, работая для собственного удовольствия.
Больше всего Дега вдохновлял балет. Тема балета прослеживается в более чем 600 работах мастера. Дега старался поймать движение танцовщиц, его также влекла тайна, живущая за кулисами.
Дега поражал тот труд, который стоял за волшебной красотой сцены, тайны интриг, коварства соперниц, любовные истории, в которых жили изящные артистки.
Частый сюжет его картин, представляющий сумеречный финал балетных спектаклей, на которых балерины принимают цветы от своих поклонников, изображает те минуты счастья, за которые танцовщице пришлось заплатить болью предательств, соленым потом изнуряющих занятий и репетиций, кровью травм и бесконечных мозолей.
Мечта творческой жизни, как ускользающий аромат подаренных букетов цветов, которые вот-вот увянут, как аромат пудры сценического макияжа, который смывает пот, обнажая уставшее лицо и изнеможенное трудом тело – лишь это останется после спектакля.
Именно так в ослепляющем свете софитов сгорают балерины-мотыльки в своих фатиновых пачках.
Клод Оскар Моне
Бывший бакалейщик с детства испытывал любовь к живописи и иногда рисовал карикатуры. Знакомство с художником Эженом Буденом, показавшим Моне несколько техник рисования, определило судьбу будущего импрессиониста.
Стоит сказать, что именно его картина «Впечатление. Восход Солнца», выставленная Моне на показе «Анонимного общества живописцев, скульпторов, граверов» и послужила поводом к появлению термина «импрессионизм».
Тонкие и легкие мазки художника словно пронизаны солнечными лучами. Сквозь цвет просвечивают солнечные зайчики, пойманные мастером и притаившиеся на кончике его кисти. Именно они создают на полотнах художника воздух, свет и аромат живых пейзажей.
Отличительной чертой творчества Моне является серийность его работ. Одни и те же сюжеты появляются на картинах вновь и вновь.
Художник стремится поймать ускользающее время, рисуя все те же объекты в разное время суток, погоду, сезон.
Снова и снова, опять и опять на полотнах возникают вокзал Сент-Лазар, Руанский собор, Вестминстерский дворец, стога сена в Живерни и Кувшинки. Подумать только, Моне провел целых два года в Живерни, постоянно рисуя кувшинки.
Очертания предметов под кистью Моне становились настолько размытыми, будто разбавленными воздухом, светом и ароматом, что можно вдохнуть этот аромат кувшинок и ощутить прохладу безмятежной озерной воды, под густым покрывалом листьев и тонким, пьянящим флером бутонов этих роскошных водяных лилий.
Мы познакомились лишь с тремя ольфакторными портретами импрессионистов. Во 2 части мы продолжим наше увлекательное путешествие по творческому пути мастеров визуальных образов и изобразительных впечатлений.
Для всех ценителей ароматов компания «Дом Свечей» предлагает попробовать яркие интерьерные парфюмы из разнообразных коллекций, представленных на сайте. Заходите и наполняйте свою повседневность новыми обонятельными впечатлениями.
#ароматы #художники #портреты #импрессионисты #творчество #искусство