Найти тему

Не хотю и не мочу. Часть 1

Оглавление

Модальных глаголов в английском языке много. О них нужно знать несколько основных вещей:

Во-первых, они всегда используются совместно со смысловыми глаголами. Нельзя просто сказать I can и на этом остановиться. Надо обязательно добавить, что вы там такое can? Can you swim? Can you dance tango?

Сами по себе модальные глаголы не несут отдельного смысла. Они помогают основному глаголу придать иной смысл или оттенок этого смысла. Не просто плаваю, а умею плавать. Не просто плачу ипотеку, а должен платить ипотеку.

Во-вторых, чисто грамматически они отличаются от обычных глаголов тем, что вопросы и отрицания с ними формируются иначе.

Сравните: Do you swim every day? / Should you swim every day?

Если в предложении только один (или несколько) смысловых глаголов, сформулировать отрицание или вопрос нам помогает какой-нибудь do, did, или have. А вот если есть еще и модальный, он эту функцию берет на себя. Поэтому, например: Do you can swim? - довольно грубая ошибка.

В-третьих, аналогов модальных глаголов в русском языке мы не имеем, и в каких-то случаях мы можем заменить их глаголами из родного языка. Например, CAN мы переведем как “уметь делать что-то, мочь”.

Freken Bok can talk by showerheads - Фрекен Бок может разговаривать по душевой трубке.
-2

Задержавшись на работе, вы бежите на занятие, стучите в дверь и просите разрешения войти: Can I come in? - Можно войти? Тут нас тоже выручит модальный глагол “can” или “could” - Could I come in? - этот вариант будет является более вежливой формой.

Основная сложность модальных глаголов заключается в том, что один и тот же модальный глагол может выполнять несколько функций, и выбор правильного глагола опирается на то, какой смысл вы хотите заложить в предложение.

Сравните: She can’t dance tango (Она не умеет танцевать танго).
She can’t be home now, she always has tango classes on Mondays (Она не может быть сейчас дома, у нее всегда уроки танго по понедельникам).

В обоих примерах используется модальный глагол can в отрицательной форме, но в первом случае мы говорим об умении делать что-то, а во втором модальный глагол имеет свойство вероятности: используя can’t мы подчеркиваем, что на 100% уверены, что что-то НЕ является правдой.

Какие же основные функции выполняют модальные глаголы?

  1. Ability (can / could и be able to, который технически модальным глаголом не является, но модальность в себе несёт): с их помощью мы выражаем то, что можем делать как физическом, так и в умственном плане;
  2. Permission (can / could / may / might): если хотим попросить / дать разрешение;
  3. Obligation (must / технически не являющийся модальным have to / need): группа долженствования – кто кому должен (не в материальном плане);
  4. Deduction (could / may / might / can’t): для выражения предположений / умозаключений;
  5. Advice (should / ought to / had better / must): когда мы хотим дать совет;
  6. Prohibition (mustn’t / can’t): если хотим сказать, что вот это делать ну никак нельзя;
  7. Offers / Suggestions (shall / can / could): если хотим предложить кому-то что сделать для него или предлагаете сделать что-то вместе.

Одна из первых групп модальных глаголов, которую мы встречаем в процессе изучения английского языка

ABILITY

1. Can (мочь, уметь что либо делать). Используется только в настоящем времени.

Например: My dog can understand me, but can’t (cannot) talk.

Обращаем внимание, что:

- после “can” нет никаких частиц “to”;

- в третьем лице мы не используем окончание –s;

- предложения не нуждаются во вспомогательных глаголах do / does / don’t / doesn’t / etc. в отрицательных и вопросительных формах.

My dog can to understands me. Does Can your dog talk to you?

Также советую посмотреть видео на YouTube о разнице в произношении can / can’t и о том, как правильно произносить can’t, чтобы не попасть впросак ☹

Ссылка на одно из них - https://www.youtube.com/watch?v=fzew3PgeCj0

2. Сould – является братом (строго говоря, прошедшей формой) can и сослужит нам верную службу, если мы захотим сказать, что мы умели или не умели делать в прошлом. Также он нам поможет в сослагательном наклонении (если бы да кабы).

Например: One year ago my dog couldn’t talk to me but after D.English classes she can talk to me in English.
If my dog could talk, she could go shopping instead of me.

3. Окей, а что делать с будущим и перфектными временами?

В этом нам поможет be able to + infinitive, чаще всего он нужен для тех случаев, когда использование can или could грамматически невозможно. Обратите внимание, что этот глагол не модальный! Мы говорим о нем, потому что он выражает модальное значение, но технически модальным он не является: для того, чтобы сформулировать вопрос или отрицание, вам понадобится изменять форму be и ставить ее в подходящее время. Например: I'm not able to attend your meeting.

  • future simple

If your dog takes these magic pills, she will be able to talk to you/ she will can talk.

  • present perfect

My dog has been able to talk to me since last week/ has could talk.

  • gerund

I hate being able to talk to my dog, she asks me too many question/ I hate canning.

  • infinitive

I want my dog to be able to talk to my sister as soon as possible, so I won’t listen to her gossip any longer/ I want to can.

Но тут появляются небольшие нюансы. На практике мы также можем использовать be able to + infinitive в настоящем и прошедшем временах:

1) В present simple be able to будет приравниваться к can.

Например: My dog is able to dance on her hind legs = My dog can dance on her hind legs.

В первом случае предложение звучит слишком официально, использование be able to в формальном стиле общения будет оправдано, но в повседневной речи второй вариант будет звучать более естественно.

2) Немного иначе be able to будет вести себя в past simple (was / were able to). Он также будет схож с could, но будет иметь оттенок формальности и, как правило, его стоит использовать, если мы хотим подчеркнуть, что нам удалось что-то сделать / преуспеть в конкретной ситуации.

Сравните: When my dog was 3 months old he could spoil everything in the house, but luckily the situation has changed recently.
My dog spoiled my favorite pair of shoes last week, but luckily I was able to restore them.

Чувствуете разницу?

На этом пока все, в следующий раз мы познакомимся еще с несколькими группами модальных глаголов и разберем, как они работают.

Также предлагаю немного попрактиковаться: в комментариях напишите, что вы не умели делать в детстве, но зато умеете делать сейчас, а если вы еще и в процессе обучения, то, что сможете сделать через год ☺

Автор: Виктория Син, 12.04.2022