Очень трудно начинающему, не имея перед глазами живописного
примера, понять процесс самой живописи, но тем не менее это необхо-
димо. Воспользуемся теперь цветной репродукцией с натюрморта за-
мечательного советского живописца Ильи Ивановича Машкова «Снедь
московская. Мясо. Дичь» (рис. 32).
Когда мы разбирали натюрморт Шардена, то мы касались главным
образом конструктивно-композиционной стороны построения натюр-
морта. Здесь же мы коснемся композиционно-колористической и деко-
ративной стороны. Важно расположить предметы таким образом, чтобы
они по материальным свойствам своих фактур, по контрастам насыщен-
ности цвета и сочетания цветовых пятен составляли бы единое и вместе
с тем разнообразное целое.
Мы видим, как художник сознательно выбирает элементы натюр-
морта, чтобы они были разнообразны и по массе и по характеру. Здесь
различные куски говядины, телятины, почек, свинины. Рассмотрим
фрагмент натюрморта, его центральную часть. Взятая нами деталь со-
стоит в основном из двух главных Цветов — самого мяса и светлого
жира, а также близкой к светлому жиру деревянной плетеной корзин-
ки. Темные тона перьев дичи, куска темной печенки снизу и темного
фона сверху заключают как бы в клещи этот фрагмент картины. Давай-
те предположим, что перед нами стоит задача написать этот фрагмент
натюрморта.
Можно подойти к ней обычным путем, то есть сначала нарисовать,
потом писать красками. Я же беру на себя смелость предложить вам,
даже начинающим, иной метод, который, как мне кажется, приобщит
вас к самому главному, к пониманию того, что такое живопись. Проде-
лайте следующее: возьмите фоны различной темноты и различных цве-
тов и положите на них одну и ту же краску, ну, скажем, кадмий оран-
жевый, и вы убедитесь, что в зависимости от силы и оттенка фона кад-
мий в одном случае будет переходить ближе к желтому, в другом слу-
чае — к красному и даже к темно-красному и будет звучать ярко-оран-
жевым, когда он будет положен на синий фон, являющийся к нему до-
полнительным. Здесь я не буду касаться теории и практики цветоведе-
ния. Этому посвящается специальный раздел. Я только хочу сказать,
что подкладка, на которой вы пробуете тон, имеет решающее зна-
чение. Обычно подбирают тона либо на палитре коричневого дерева
или фанерной дощечке (и, конечно, никогда сразу не попадают в тон),
либо на белом холсте, подкрашивая тот или иной неверно взятый тон
теми или иными красками. В конце концов человек привыкает к своей
палитре, привыкает подгонять тона и часто добивается известных
результатов. Попробуем по-
ступить иначе. Вместо обыч-
ной палитры возьмем белую
кафельную или фарфоровую
плитку или белую тарелку,
натрем эту тарелку луком
для того, чтобы по ней
разлилась акварель. Предпо-
ложим, вы хотите акварелью
подобрать тон рассматривае-
мого нами фрагмента, который
находится на заднем плане на-
тюрморта — попробуйте разве-
денную акварель на тарелке
Допустим, что вы берете уль
трамарин, сиену жженую, под
бавляя, может быть, изумруд:
ную зеленую. Эти краски со-
льются вместе на белой палитре, образуя в некоторых сво-
их сочетаниях тон, очень близ-
(хонтурный рисунок тушью) кий тону заднего плана натюр-
морта.
Рис. 33. Схематичный рисунок центрального фрагмента натюрморта И. И. Машкова "Снедь московская. Мясо. Дичь"
Для скорости высыха-
ния этих заливок вы помещае-
те тарелку над электрической плиткой, и уже через три минуты,
когда акварель высохнет, поверхность ее будет матовая. После этого
вы протираете ее слегка маслом, и тогда подкладка для верного камер-
тона будет готова. В переливах акварели, но уже глянцевитых, вы уви-
дите в каком-либо месте именно тот тон, который ближе всего подходит
к искомому. Дальше вы подбираете масляными красками на этой па-
литре нужный близкий тон. Подобрав нужный тон, вы покрываете им
соответствующий участок холста, особенно следя за тем, чтобы та часть
холста, которая предназначена для фона, была плотно прокрашена.
Предварительно я рекомендую слегка промазать холст маслом. Из-
лишек этого масла сотрите тряпкой. Когда вы найденным тоном станете
промазывать холст, контур, прорисованный тушью, будет сквозь крас-
ку просвечивать (рис. 33).
Давайте писать жир мяса, лежащего крупной массой на корзине.
Для того чтобы попасть в тон, как описано выше, вы на подготовленной
акварелью палитре масляными красками находите локальный тон жира.
Протрите тряпкой ту часть холста, где нарисован кусок жира, и про-
кройте его этим локальным тоном, найденным на палитре. Палитра даст
тон и не позволит вам, если вы имеете хотя бы незначительный «живо-
писный слух», уйти в сторону белесости или грубой окраски. Такой ме-
тод приучит вас понимать начало гармонии живописи, он будет вести вас.
Попробуем тот же прием применить и дальше при написании на-
тюрморта.
#Коллектив-авторов-Школа-изобразительного-искусства-_вып.02_-1965г#Попрограммехудучилища#Натюрморт