Найти в Дзене
Грани преодоления

"Натюрморт - живопись маслом" (продолжение)

Очень трудно начинающему, не имея перед глазами живописного

примера, понять процесс самой живописи, но тем не менее это необхо-

димо. Воспользуемся теперь цветной репродукцией с натюрморта за-

мечательного советского живописца Ильи Ивановича Машкова «Снедь

московская. Мясо. Дичь» (рис. 32).

Когда мы разбирали натюрморт Шардена, то мы касались главным

образом конструктивно-композиционной стороны построения натюр-

морта. Здесь же мы коснемся композиционно-колористической и деко-

ративной стороны. Важно расположить предметы таким образом, чтобы

они по материальным свойствам своих фактур, по контрастам насыщен-

ности цвета и сочетания цветовых пятен составляли бы единое и вместе

с тем разнообразное целое.

Мы видим, как художник сознательно выбирает элементы натюр-

морта, чтобы они были разнообразны и по массе и по характеру. Здесь

различные куски говядины, телятины, почек, свинины. Рассмотрим

фрагмент натюрморта, его центральную часть. Взятая нами деталь со-

стоит в основном из двух главных Цветов — самого мяса и светлого

жира, а также близкой к светлому жиру деревянной плетеной корзин-

ки. Темные тона перьев дичи, куска темной печенки снизу и темного

фона сверху заключают как бы в клещи этот фрагмент картины. Давай-

те предположим, что перед нами стоит задача написать этот фрагмент

натюрморта.

Можно подойти к ней обычным путем, то есть сначала нарисовать,

потом писать красками. Я же беру на себя смелость предложить вам,

даже начинающим, иной метод, который, как мне кажется, приобщит

вас к самому главному, к пониманию того, что такое живопись. Проде-

лайте следующее: возьмите фоны различной темноты и различных цве-

тов и положите на них одну и ту же краску, ну, скажем, кадмий оран-

жевый, и вы убедитесь, что в зависимости от силы и оттенка фона кад-

мий в одном случае будет переходить ближе к желтому, в другом слу-

чае — к красному и даже к темно-красному и будет звучать ярко-оран-

жевым, когда он будет положен на синий фон, являющийся к нему до-

полнительным. Здесь я не буду касаться теории и практики цветоведе-

ния. Этому посвящается специальный раздел. Я только хочу сказать,

что подкладка, на которой вы пробуете тон, имеет решающее зна-

чение. Обычно подбирают тона либо на палитре коричневого дерева

или фанерной дощечке (и, конечно, никогда сразу не попадают в тон),

либо на белом холсте, подкрашивая тот или иной неверно взятый тон

теми или иными красками. В конце концов человек привыкает к своей

палитре, привыкает подгонять тона и часто добивается известных

результатов. Попробуем по-

ступить иначе. Вместо обыч-

ной палитры возьмем белую

кафельную или фарфоровую

плитку или белую тарелку,

натрем эту тарелку луком

для того, чтобы по ней

разлилась акварель. Предпо-

ложим, вы хотите акварелью

подобрать тон рассматривае-

мого нами фрагмента, который

находится на заднем плане на-

тюрморта — попробуйте разве-

денную акварель на тарелке

Допустим, что вы берете уль

трамарин, сиену жженую, под

бавляя, может быть, изумруд:

ную зеленую. Эти краски со-

льются вместе на белой палитре, образуя в некоторых сво-

их сочетаниях тон, очень близ-

(хонтурный рисунок тушью) кий тону заднего плана натюр-

морта.

Рис. 33. Схематичный рисунок центрального фрагмента натюрморта И. И. Машкова "Снедь московская. Мясо. Дичь"

-2

Для скорости высыха-

ния этих заливок вы помещае-

те тарелку над электрической плиткой, и уже через три минуты,

когда акварель высохнет, поверхность ее будет матовая. После этого

вы протираете ее слегка маслом, и тогда подкладка для верного камер-

тона будет готова. В переливах акварели, но уже глянцевитых, вы уви-

дите в каком-либо месте именно тот тон, который ближе всего подходит

к искомому. Дальше вы подбираете масляными красками на этой па-

литре нужный близкий тон. Подобрав нужный тон, вы покрываете им

соответствующий участок холста, особенно следя за тем, чтобы та часть

холста, которая предназначена для фона, была плотно прокрашена.

Предварительно я рекомендую слегка промазать холст маслом. Из-

лишек этого масла сотрите тряпкой. Когда вы найденным тоном станете

промазывать холст, контур, прорисованный тушью, будет сквозь крас-

ку просвечивать (рис. 33).

-3

Давайте писать жир мяса, лежащего крупной массой на корзине.

Для того чтобы попасть в тон, как описано выше, вы на подготовленной

акварелью палитре масляными красками находите локальный тон жира.

Протрите тряпкой ту часть холста, где нарисован кусок жира, и про-

кройте его этим локальным тоном, найденным на палитре. Палитра даст

тон и не позволит вам, если вы имеете хотя бы незначительный «живо-

писный слух», уйти в сторону белесости или грубой окраски. Такой ме-

тод приучит вас понимать начало гармонии живописи, он будет вести вас.

Попробуем тот же прием применить и дальше при написании на-

тюрморта.

#Коллектив-авторов-Школа-изобразительного-искусства-_вып.02_-1965г#Попрограммехудучилища#Натюрморт