Ценители стратегий от студии «Paradox Interactive» могли бы объяснить это так: «Это нечто среднее между «Викторией 2», «Днем победы 3» и «Europe Universalis». Но поскольку об этих стратегиях на этом канале будет рассказано позже, я попробую объяснить попроще.
«Hearts of Iron 4», или «День победы 4», - это глобальная стратегия. Почему название перевели не как «Железные сердца»? Ну, все просто – в игре есть СССР, есть Вторая мировая, соответственно, есть и день Победы. Видимо, так логика перевода и возникла. Но поскольку книгу по обложке не судят, лучше перейти к другим особенностям данной игры.
В игре есть возможность поставить процесс на паузу, замедлить или ускорить его. Ускорение очень полезно, когда все основные приказы отданы, все необходимые действия произведены и остается лишь ждать, когда побыстрее завершится выполнение фокуса или проведение исследования.
Национальный фокус – это то, каким путем идет та или иная страна, на что она тратит свои усилия. Это может быть развитие промышленности, экономики, армии, а могут быть и дипломатические усилия, направленные на приобретение или аннексию той или иной территории.
У многих стран есть свое особенное дерево фокусов, и с каждым дополнением таких стран становится все больше и больше. У остальных дерево «типовое», без каких-либо исторических решений и смены политического строя.
Исследования – это научные исследования, что логично. Пехотные дивизии, авиация, флот, промышленность и многочисленные тактики – разделов достаточно много. Обычно в начале игры стране доступно 2-3 ячейки исследований – именно столько технологий можно изучать одновременно.
Для увеличения числа ячеек нужно выполнить нужные национальные фокусы – так число ячеек увеличивается до пяти. А для увеличения скорости производимых исследований необходимо провести нужные исследования.
Армия. Здесь ничего сложного нет. Есть определенное число людских ресурсов, есть шаблон дивизий, есть техника, которой оснащаются дивизии. Все просто – нет людей или техники для дивизий – набор дивизий не идет. А когда во время войны эти показатели приближаются к нулю – время или просить помощи у союзников, или перестраивать производственные линии и проводить реформы, либо готовиться к поражению.
Морской флот. Здесь все тоже не так просто. Сперва нужно провести исследования – разработать определенные виды вооружения, «каркас» корабля, его броню и прочее. Затем нужно создать шаблон корабля, «укомплектовав» его всем изобретенным. Если есть верфи с начала игры – нужно строить конвои, без которых невозможны ни торговля, ни переброска войск морем.
Авиация. Здесь все достаточно просто – проводите исследования, строите самолеты, формируете эскадрильи, иногда модифицируете модели за счет опыта авиации… И тут нужно остановиться на основных показателях.
Опыт – приобретается в ходе учений или боевых действий, благодаря нему можно нанимать генералов, адмиралов, модифицировать модели техники, создавать новые, «оригинальные» дивизии.
Стабильность – очень важный показатель. Если нет отрицательного модификатора, например, как у Франции, то стабильность автоматически растет благодаря популярности правящей партии. Не будет стабильности – будут проблемы и с армией, и с промышленностью, и много с чем еще.
Политические очки позволяют проводить реформы, принимать важные политические решения и улучшать отношения с другими странами.
В игре есть множество ресурсов – сталь, нефть, вольфрам, алюминий, резина и др. Без ресурсов не будет производства. Если у страны нет месторождений – она может торговать с другими странами, понадобятся конвои и определенное число фабрик.
Фабрики и заводы – еще один важный «ресурс». Фабрики позволяют строить здания, торговать и вкладываться в особые проекты. Заводы – создают технику и вооружение. Поэтому лучше сначала увеличить число фабрик, в том числе при помощи определенных фокусов, а затем уже строить заводы.
Также можно строить инфраструктуру, улучшающую добычу ресурсов, перемещение войск и их снабжение, авиабазы, морские базы и укрепления.
Можно построить верфи, где будут строиться корабли, радары, помогающие следить за перемещением войск противника у границ, нефтеперерабатывающие заводы и хранилища топлива. После ряда исследований можно построить ракетные площадки и атомные станции, открывающие доступ к мощному и ужасному оружию.
И это только беглый взгляд на игру! Чтобы описать ее как следует, нужно не менее пяти таких статей. Но, наверное, лучше пока обойтись одной вводной.
Несмотря на то, что стратегия «День победы 4» достаточно сложна, менее интересной от этого она не становится. За это ее как раз ценит и любит огромное число игроков по всему миру.