Борис Михайлович Кустодиев обладал превосходным, от Бога, даром портретиста. Созданные им образы вошли в золотой фонд отечественного искусства, и на протяжении многих десятилетий привлекают повышенное внимание посетителей столичных галерей.
Гораздо менее известны работы Кустодиева из собраний провинциальных музеев. Меж тем, среди них встречаются подлинные шедевры. Так, два портрета его работы демонстрировались на выставке в Ярославском художественном музее.
Изображенные на них персоны в политике придерживались кардинально различных взглядов. Но оба, не щадя сил, трудились на благо России.
На первом портрете изображен Сергей Васильевич Михайлов (1835-1905) – отставной капитан-лейтенант Императорского флота, помещик Романово-Борисоглебского уезда Ярославской губернии, предводитель уездного дворянства, председатель Романово-Борисоглебской земской управы.
На военной службе он, сын адмирала, не достиг высоких званий. Но в отставке у него вдруг проявился недюжинный талант крепкого хозяйственника, как бы сейчас сказали «эффективного менеджера».
За четверть века под его началом Романовский уезд пришел в образцовое состояние – дороги регулярно ремонтировались, мосты поновлялись, строились новые больницы и школы.
Крутой «взвоз» от волжских пристаней к Казанской церкви, еще недавно зиявший глубокими провалами, при Михайлове был заново выложен булыжной брусчаткой. Дворники с завидным усердием мели улицы, а фонарщики в назначенное время зажигали керосиновые фонари.
За многие заслуги С.В. Михайлову был присвоен чин тайного советника, соответствующий званию генерал-майора.
Недаром на своей картине «Гуляние на Волге» Кустодиев изобразил набережную Романова – города, живущего полной размеренной жизнью, с гудками пароходов у пристани компании «Самолет», с гуляньем на волжском бульваре под звуки духового оркестра.
При том политическое кредо С.В. Михайлова сводилось к известному самодержавному лозунгу «За Веру, Царя и Отечество». Новые либеральные веяния он откровенно недолюбливал, и часто взывал к земскому собранию: «Господа, ну время ли болтовней заниматься? Ведь дел невпроворот»!
Ответно же представители уездной «прогрессивной общественности» окрестили его реакционером, а за глаза величали не иначе как «дедом-ретроградом».
Бурные страсти разыгрались в земском собрании с началом Первой Русской революции 1905 года. Лидер местной «фронды» - дворянин Глебов с трибуны разразился призывом об «ограничении царской власти». Такого Михайлов перенести уже не мог, и сильно разволновавшись, скоропостижно скончался от «паралича».
Сменивший его «прогрессивный земец» Мамонов обожал, картинно позируя, произносить пламенные речи о «свободе, счастье и братстве», но текущими делами почти не интересовался. А на пост предводителя уездного дворянства был выдвинут некий «реформатор» А.А. Волков, известный исполнением жестоких цыганских романсов, и имевший колоритное прозвище «Сашка-Каторга».
Меж тем, горожане, отныне вынужденные пробираться в кромешной тьме по гнилым мосткам, на чем свет кляли и новых начальников, и революционные перемены, добрым словом поминая Михайлова.
С портрета на нас пристально смотрит умудренный жизнью старик в парадном мундире с орденской лентой. И будто с немым упреком хочет сказать: «Ну что, нынешние, убедились, что у России есть лишь два союзника – её Армия и Флот»?
Судя по дате на портрете - «1907», он был выполнен Кустодиевым с фотографии по заказу жены и детей С.В. Михайлова.
На втором портрете изображен наследник богатейшего семейства – барон Николай Карлович фон Мекк (1863-1929).
Его отец, вначале простой путейский инженер, совершил в России головокружительный взлёт, став учредителем крупной железнодорожной компании с многомиллионными доходами. А мать Надежда Филаретовна фон Мекк (урожденная Фроловская) долгие годы являлась добрым другом и щедрым меценатом композитора Петра Ильича Чайковского.
Николай, будучи шестым по счету из 11-ти детей магната, рос на редкость смышлёным любознательным ребенком. Чуть повзрослев, он пытался до всего дойти сам, своей головой и руками. В юности ему довелось потрудиться кочегаром и машинистом на «чужой», отнюдь не отцовской, железной дороге, в совершенстве освоить профессии кассира, смотрителя, ревизора …
Он увлекал окружающих своей неуёмной энергией и целеустремленностью, был открыт любым прогрессивным веяниям. Им были организованы первые в России автопробеги, а в воздухоплавании – первые перелеты по маршруту Петербург – Москва.
К тому же барон, страстный любитель конного спорта, в своем имении Воскресенское содержал завод тяжелых рысаков, выращивал в Подмосковье невиданные урожаи клубники, абрикосов и персиков.
И все же главным делом его жизни оставалась железная дорога. В 1892 году 29-ти летнему Н. К. фон Мекку был доверен пост председателя правления Общества Московско-Казанской железной дороги. При нем магистраль получила бурное развитие - активно строилась, непрерывно оснащалась новыми локомотивами и подвижным составом.
Его стараниями Москву украсило здание Казанского вокзала. К работе над проектом он привлек плеяду выдающихся архитекторов и художников - Щусева, Кустодиева, Билибина, Рериха, Лансере. Для подготовки высококлассных специалистов он открывал технические училища, а в годы Русско-Японской войны хлопотал об отправке благотворительной помощи на Дальний Восток.
К революционным идеям Николай фон Мекк относился вполне благосклонно, считая их неизбежным следствием мирового прогресса. В 1917 году он остался в Советской России, полагая, что сможет обратить во благо Отечеству свои организаторские способности, знания и опыт. В 1920-х годах ему довелось работать консультантом финансово-экономического управления Народного комиссариата путей сообщения, быть уполномоченным комиссариата в Госплане
В 1921-1927 гг. им был опубликован ряд статей и книг, посвященных проблемам экономики и перспективам развития железнодорожного транспорта.
Но всё чаще к барону, как «чуждому буржуазному элементу», проявляли зловещий интерес органы ОГПУ. Он неоднократно арестовывался по обвинениям в «участии в контрреволюционных обществах», и «технической контрреволюции». Но в конце концов, его отпускали.
Однако в 1929 году Николай Карлович фон Мекк был обвинен в «особо крупном вредительстве на транспорте» и вскоре расстрелян. Вина его по приговору суда заключалась «во вредительском умысле, выражавшемся в чрезмерном завышении веса составов в целях повышенного износа магистральных путей и стрелочных переводов».
По иронии судьбы, через несколько лет эта идея стала ключевым направлением социалистического строительства на транспорте. В 1935 году машинист-ударник Петр Кривонос прославился проводкой тяжелых составов на повышенных скоростях …
Так оба они, Михайлов и фон Мекк, приняли смерть, оставаясь на рабочем посту, до конца пребывая в заботах о благе России.
P.S. Лишь недавно в г. Тутаеве, частью которого ныне являлся г. Романов, удалось восстановить причал для крупных пассажирских судов, утраченный в советское время. Отныне здесь смогут швартоваться трехпалубные туристические теплоходы. Проект осуществлен на средства частного инвестора