5,9K подписчиков

Когда менять резину на летнюю?

240 прочитали

Доброго времени суток, дорогие читатели. Если попали на мою статью, значит задались вопросом, как и я сам, в правильности замены зимней резины на летнюю. Хороший вопрос, а ведь им задаются до сих пор даже опытные водители. Хорошо, давайте вместе разберемся с этим вопросом, поставим хоть и не жирную точку в этой дискуссии, но по крайней мере сделаем выводы.

В первую очередь отметим, что наша страна очень большая, климат разный, а значит и точного периода в правилах не предусмотрены. Хотя есть некоторые рекомендации и к ним мы вернемся ниже. Поэтому в первую очередь обращаем на климатические особенности именно Вашего региона.

Доброго времени суток, дорогие читатели. Если попали на мою статью, значит задались вопросом, как и я сам, в правильности замены зимней резины на летнюю.

Так же я проконсультировался с несколькими работниками шиномонтажа и хозяином магазина автопокрышек. При этом у них у всех есть общие мнения, как и противоречия друг другу. Хотя, честно говоря, я думал у них должны быть общие ответы. Так же пришлось проштудировать некоторую техническую документацию по автомобилям разных авторов. Потратил много времени на изучение материала, но понял, что многое можно было не изучать совсем)))

Еще при разговоре с одним дедушкой (если не ошибаюсь ему около 80-ти лет и продолжает работать в шиномонтаже) узнал одну очень интересную штуку, может кто и знал, я вот впервые это услышал совсем недавно. Оказывается, в СССР не было зимней резины! Точнее была, но очень редко и стоил комплект как сам автомобиль, который и без того было очень тяжело достать, да еще и очень дорого. Сама зимняя резина появилась примерно в конце 80-ых годов, которую совсем не любили автомобилисты из-за очень большой жесткости. И мол на льду она все равно ничем не помогала.

Поэтому все ездили на обычной резине круглый год, да еще и до последнего на ней ездили, да так, что почти лысая была. Конечно не стоит сравнивать конец 20-ого века и сегодня, ведь состав резины претерпел очень сильные изменения, и хорошо что есть огромный выбор производителей. Немного от темы отступил, теперь давайте разберемся с сегодняшней темой.

Зачем менять резину каждый сезон?

Прежде чем писать когда, нужно понять, зачем ее вообще менять. Сегодня все знают, что шины можно разделить на три большие группы: летняя, зимняя и все сезонная. Последний тип будет на много дороже остальных. Была у меня такая резина на старенькой Волге 3110 Lux. Больше я такую резину не брал, да и не хочу. Она хоть и универсальная, но что летом, что зимой — не то что нужно. Дак почему же стоит менять каждый сезон резину? А она отличается друг от друга не только наличием шипов, рисунком и присутствием или отсутствием снежинки на боку.

Доброго времени суток, дорогие читатели. Если попали на мою статью, значит задались вопросом, как и я сам, в правильности замены зимней резины на летнюю.-2

Во-первых это само предназначение. Посмотрите на рисунок протектора. Он разный на каждый тип покрышки. А зависит это от предназначения. Летний рисунок нужен не столько для сцепления, сколько защитить от аквапланирования. Там есть много водоотводящих каналов, так же позволяющие быстро высушить резину. Нужно вывести влагу от пятна контакта резины и дороги. Вот тогда то и будет тот нужный эффект качественного сцепления. Опять же, исключением будет шина для бездорожья, которая не редко всесезонная.

А вот на зимнем варианте протектор более глубокий, отличается большим количеством сцепных граней, ламелями и шипами. Шипы не обязательны, есть и липучки, которые имеют свои преимущества. Вот это и позволяет резине цепляться за все возможно на дороге, чтобы хорошо разгоняться, тормозить и вписываться в повороты.

Во-вторых зимний вариант очень быстро растеряет все свои свойства, быстрее сотрутся при температуре выше 10 градусов, да еще и все шипы повылетают.

Все это связано с самим составом резины. у летней и у зимней даже разные основы для производства. Вот для зимы используются материалы, которые позволяют резине в минусовые температуры оставаться эластичной, мягкой и не ломаться. Благодаря этому протектор позволяет цепляться за снег, наледь или лед. А при плюсовых температурах она начинает быстро изнашиваться, теряет свои свойства. При этом летняя в минусовые температуры быстро станет как камень, практически не гнется, плюс еще и протектор не позволяет цепляться хоть за что-нибудь. В летней используются компоненты, придающие большую жесткость в плюсовом диапазоне температур, что улучшает износостойкость даже при высоких температурах, а это обеспечивает лучшее сцепление с асфальтом, гравием или другой поверхностью.

Вот по этому, если на машине не тот тип резины, как говорят, не по сезону, то и управляемость становится в разы хуже. Сильно повышается вероятность попасть в аварию, а это чревато навредить своему здоровью, или куда хуже, здоровью своим близким. Да еще и возможно получить штраф от сотрудников ГИБДД, об этом ниже.

Когда же менять резину на летнюю?

Давайте сначала обратимся к официальным документам. Из них я нашел только Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (ред. от 21.12.2021) «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», где упоминается хоть что про эксплуатацию зимней резины.

Если Вы знаете другие официальные документы, то пишите в комментариях, будем разбираться.

Там указано, в пункте 5.5 о запрете использования резины с шипами в летний период: июнь, июль и август (если кратко). Так же говорится, что шинах с шипами и специальной маркировкой разрешается эксплуатировать только в зимний период: декабрь, январь и февраль. Замечаем, что все четко прописано, что на шипах нельзя ездить летом, а зимой запрещено на резине, где нет зимней маркировки.

Доброго времени суток, дорогие читатели. Если попали на мою статью, значит задались вопросом, как и я сам, в правильности замены зимней резины на летнюю.-3

Получается что самый ранний период для замены — 1 марта, а поздний — 31 мая. Если поменять резину еще в феврале, то можно получить штраф, а если поменять до 1 июня — тоже получить штраф. Однако есть там и оговорка. Она говорит о том, что местным властям дается право самим регулировать период для замены авто покрышек, причем только на увеличение. Поэтому рекомендую поинтересоваться местной прессой или региональными сайтами дорожных служб. Зимний сезон будет значительно отличаться в северных регионах от Кавказа.

Есть еще кое-что — это так называемая «липучка». Про нее в законе нет ни слова, а значит и наказать не могут. При этом не накажут, даже если ездить на зимней резине, в которой выпали все шипы. Получается так: нет шипов — нет проблем)))

Но это было со стороны законности, что касается сознательности водителей — тут то и идут разногласия. Кому-то нужно побыстрее переобуться, мол чтобы не один шип не вылетел, а кто-то ждет до последнего, а кому-то просто лень. На самом деле нужно понимать, стоит ли подвергать опасности себя и окружающих, не меняя вовремя зимнюю резину на летнюю.

Автовладельцам, которым не все равно на чем ездит их автомобиль, стоит переобуваться тогда, когда столбик термометра установится на среднесуточных 5-7 градусах, снега нет, тем более льда и такая температура продержится примерно неделю. Такие показатели в разных регионах будут в разные месяца. Например в Кузбассе я чаще меняю резину где-то в середине апреля. При этом климат у нас резко меняется, может пару дней стоять днем 10-15 градусов, а затем несколько дней подряд держаться 0, а то и минусовая. Приходится чаще мониторить метеорологические сайты, смотреть прогноз погоды не на сегодня, а несколько дней вперед.

На переобувку дается 3 месяца, поэтому сильно торопиться не стоит, но и затягивать не нужно. Самое печальное — когда обули летнюю резину, а потом несколько раз на улице была температура в 0 градусов, а то и минус. Просто такая резина плохо переносит низкие градусы, мало того, что она быстро твердеет, дак еще и сцепление с дорогой быстро пропадает и сама резина трескается, что сильно ухудшает свойства шины при дальнейшей, даже нормальной, эксплуатации.

Могут ли наказать если не поменять резину вовремя?

Никаких ссылок в ПДД или технического регламента в административном кодексе по этому поводу. Но это на момент выхода статьи, хотя нашел информацию, что такой регламент проходит начальную стадию обсуждения. Подводим итог прям сразу — выписать штраф за то, что едим на зимних шинах в летний период — не могут. Да, я выше писал, что за это могут наказать, но вот на самом деле Решение комиссии таможенного союза это одно, а вот статьи административного кодекса по штрафу наказания не предусматривают.

По ст. 12.5 КоАП РФ инспектор ГИБДД может наложить штраф в 500 руб. или предупреждение только за несоответствие шин нормам «Перечня неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация транспортного средства», к которым причисляется крайне изношенный (остаточная глубина протектора ниже 1,6 мм), поврежденный протектор или если покрышки по своим характеристикам не подходят автомобилю – не соответствуют типоразамеру, индексу скорости и нагрузке. Также платить штраф придется, если автовладелец решит поставить на одну ось летние покрышки, а на другую зимние, или же если у него возникнет идея поставить на три колеса шипованную резину, а на оставшееся фрикционную. И наоборот в разных вариациях. Это запрещается п. 5.7.4 Технического регламента и вышеназванным Перечнем, и будет караться по статье 12.5 КоАП РФ – 500 рублей или предупреждение.

Вот и получается, что если стоит фрикционная резина, которую можно использовать официально только зимой, а в остальное время по своему усмотрению, то со стороны ГИБДД к Вам не будет никаких претензий. Максимум — предупреждение и то, если сам сотрудник сочтет нужным предупредить о последствиях.

Но не думайте что все так просто. Если не накажут штрафом, то можно поплатиться более дорогим: самой резиной или ДТП. Шина, при эксплуатации в летнее время скорее всего сильно износится, за три месяца точно. Вот тогда уже сотрудники ДПС смогут наложить штраф за не соблюдение технического регламента. Да и помимо этого при температуре примерно 20 градусов и выше, зимняя шина начнет «плыть», тогда управляемость станет очень плохой и возникает большая вероятность попасть в аварию.

Подведем итоги

Теперь соберем все основные моменты в кучу и поймем, когда стоит переобуваться на летнюю резину.

  • Летняя шина более твердая и специально приспособлена для езды в жаркую погоду, мокрую — путем исключения аквапланирования. При нулевых и отрицательных температурах она очень твердая и сцепление дорогой пропадает. Зимняя же резина напротив очень мягкая при отрицательных температурах, что улучшает сцепление не только со снегом, но и со льдом. А вот летом она начинает «плыть», максимально быстро изнашивается, что приводит к сильному ухудшению управляемости.
  • По закону время для смены резины: с 1 марта по 31 мая. При этом в разных регионах этот период может меняться в сторону увеличения.
  • Правильнее будет самостоятельно контролировать погодные условия и менять шины, когда среднесуточная температура установится на 5-7 градусах, при этом понимая все погодные особенности места проживания, убедиться, что минусовых температур больше не будет.
  • Летом допускается использование всесезонной и фрикционной зимней резины, но шипы вне закона. Хотя за это штрафа не предусмотрено.

Еще один небольшой совет, даже если стаж вождения большой, все равно после смены шин стоит первые недели две ездит спокойно, дабы привыкнуть к новым характеристика поведения автомобиля.

Ну а на этом у меня все. Как говорится, Ни гвоздя Вам, ни жезла на дорогах. Еще больше интересного на нашем сайте и присоединяйтесь к нам в Одноклассниках.