Найти тему
Дети дождя

Дети-аутисты — умеют ли они любить и сопереживать?

Очень многие родители аутистов мне рассказывали, что эти дети подобны «овощам», они не испытывают эмоций вообще никаких. Разве что, ориентированные на собственные фобии. Но мой ребенок априори очень ласковый и даже заботливый. Например, он может накрыть меня одеялом, предложить конфетку.

А однажды произошел совсем уже интересный случай. Летом были открыты окна в доме, а сосед включил газонокосилку. Она так громко завизжала, что мы рванули закрывать скорее окна. Ярик до ужаса боится громких звуков, они у него вызывают приступ безудержного страха и желание спрятаться. Но он схватил за руки брата и сестру, первым делом попытался спрятать их, хотя самого трясло.

И да, эта стереотипия, что ауты роботоподны, углублены в свой мир на максимум, очень развита. Но что если на самом деле, они просто на физическом уровне не могут показать своих эмоций?

Атрофированы ли чувства аутистов?

В институте технологий в Швейцарии, этот вопрос подробно изучали и специалисты пришли к выводу, что у людей с расстройством буквально глобальная гиперчувствительность. Они не просто сочувствуют, они мгновенно прогоняют чужие страхи, эмоции через себя, анализируют их и остро реагируют. Есть ли тому подтверждения? Конечно.

Вы наверняка знаете, что есть легкая форма расстройства, при которой аутисты разговаривают с людьми, делятся ощущениями и даже публикуют автобиографические труды. Так вот, эти социально активные люди подтверждают мнение швейцарских ученых. Кроме того, даже если ребенок вообще не социализирован, можно заметить его реакцию самостоятельно, как, например, в моем случае.

Ярослав рядом с сестренкой
Ярослав рядом с сестренкой

Ни в коем случае нельзя игнорировать и аутоагрессию, которая направлена на самобичевание в те моменты, когда ребенок чувствует себя виноватым в чем либо.

Почему же тогда аутисты эмоции не показывают?

Мы привыкли к тому, что проявление любых чувств подтверждается заботой, физической лаской, добрыми словами. Детям с РАС сложно демонстрировать свои ощущения из-за:

— проблем с речевыми навыками и формулировкой мыслей;

— сенсорной нестабильности;

— нарушением контактной среды, в том числе, тактильной;

— интроверсии.

У бабушки на даче. Радуется долгожданной встрече, но бабушка слишком громко шумит)
У бабушки на даче. Радуется долгожданной встрече, но бабушка слишком громко шумит)

Кроме того, многие родители просто не показывают ребенку пример ласки, так как обычно сосредоточены на лечении и коррекции и мало времени уделяют нежности с ребенком. Этому также способствуют тактильные сложности.

А теперь, представьте, каково ребенку, запертому в собственном разуме и эмоциях, в ловушку особенностей расстройства, слышать о том, что он ничего не понимает и не ощущает?

Попробуйте прислушаться и присмотреться к своему малышу. Вы увидите, насколько это независимое дитя на самом деле от вас зависит, как он скучает, как он зовет вас и доверяет именно вам.