Найти тему

Бизнес в кризис: инструкция по запуску и выживанию

Оглавление

Как бы это парадоксально ни звучало, любой кризис для бизнеса — это новые возможности. Не зря китайцы включают в слово “кризис” два иероглифа, которые буквально означают “опасность” и “благоприятную возможность”.

Расскажу на примере своего друга Алексея, который в кризис 2014-го года решил открыть небольшую сыроварню в Подмосковье. И нет, его фамилия не Сирота. И да, у него неплохо идут дела даже без постоянного присутствия в соцсетях.

Источник: pixabay.com
Источник: pixabay.com

Суть нового бизнеса

В 2014 году европейские страны ввели санкции, ответной мерой на которые со стороны России стало ограничение поставок продуктов питания, в том числе сыра. Что стало отличным шансом для российских производителей. На том момент у Алексея был другой бизнес, связанный с веб-дизайном, и дела шли весьма неплохо. Однако из-за освободившейся на рынке ниши он смог открыть новое дело. Надо сказать, что с реализацией проекта ему помогла жена, работавшая технологом на заводе по производству молочной продукции и знающая все тонкости производства.

Прежде всего, они начали с анализа конкурентов на рынке, определили разновидности сыров, которые пользовались наибольшим спросом на тот момент, и решили производить мягкие сыры (камамбер и бри), а также рассольные — моцареллу, брынзу, фету, сулугуни. На первых порах они установили цену на продукцию чуть ниже рыночной, чтобы привлечь аудиторию.

Для цеха Алексей нашел помещение в Подмосковье, которое соответствовало производственным требованиям: площадью 25 кв. м. с водоснабжением, вентиляцией, отоплением, канализаций и окнами. Там были отдельные заморочки в плане санитарных норм — стены цеха должны быть облицованы кафельной плиткой или окрашены нетоксичными лакокрасочными материалами. По его собственным словам, самый длительный этап — оформление документов, получение сертификатов и разрешений Роспотребнадзора.

Далее он приобрел необходимое оборудование: сыроварню на 100 литров, систему фильтрации молока, охладители сырной массы, формы для сыра и др. Штат на старте был небольшим: технолог (на первых порах им работала супруга моего приятеля), мастер-оператор линии и уборщица, которая также помогала с работой в подсобном помещении. Менеджером по сбыту продукции был сам Алексей, однако потом он нанял отдельного специалиста. Вложения, которые на тот момент составляли более 1 млн рублей, окупились за первый год работы, а за второй они вышли в плюс. Основная часть инвестиций — более 500 тысяч рублей — пришлась на покупку оборудования и инвентаря. Таким образом, Алексей смог создать успешный проект с небольшими вложениями на старте благодаря тому, что удачно выбрал нишу для своего бизнеса.

Источник: pixabay.com
Источник: pixabay.com

Антикризисные лайфхаки для начинающего предпринимателя (очевидные и не очень)

Серийный предприниматель и начинающий сыровар поделился секретом успеха, как запустить практически любой бизнес даже в турбулентный период.

  • Прежде всего, надо дать клиентам хороший по качеству товар, который выигрывает по цене, либо обладает многофункциональностью. Конечно, нынешние санкции намного серьезнее тех, с которыми мы столкнулись в 2014-м, однако в любой кризис клиенты стремятся сэкономить и получить максимально осязаемую выгоду.
  • Грамотно выбирайте каналы продвижения и не экономьте на них. Если говорить об онлайн-рекламе, то медиаландшафт сильно изменился: запускайте кампании с учетом того, где сейчас может быть ваша целевая аудитория. Поскольку новый бизнес должен выйти на окупаемость в самый короткий срок, то надо использовать все возможные средства — от сарафанного радио до ambient media, когда для размещения рекламы используются объекты окружающей инфраструктуры. Если средства позволяют, то можно обратиться в маркетинговое агентство для составления долгосрочной стратегии, но в любом случае вкладываться в рекламу необходимо.
  • Клиентов нужно искать в самых неожиданных местах — вы можете запартнерится с другими производителями и создавать кросс-маркетинговые кампании, применять вирусный или партизанский маркетинг, экспериментировать с упаковками и не только. Проанализируте, насколько ваш товар востребован для продажи через крупные онлайн-платформы.
  • В зависимости от специфики бизнеса можно посмотреть нестандартный каналы сбыта — нишевые, с ограниченной емкостью или временные. Понятно, что чем больше на рынке потребителей, тем шире должен быть список каналов сбыта. Однако в зависимости от продукции, например, если вы производите специализированный товар вроде промышленного оборудования, то не имеет смысла прибегать к услугам посредников и лучше находить покупателей напрямую.
  • Стоит обратить внимание на возможности, которые дает господдержка, включая льготные кредиты, субсидии и обратиться к сервисам, которые помогают с дистрибуцией. Например, Алексей рассказал о возможностях цифровой платформы МСП для поиска заказчиков. Она помогает предприятиям малого и среднего бизнеса со сбытом продукции и поиском партнеров через цифровую платформу “Производственная кооперация и сбыт”. В базе МСП уже зарегистрировано более 9000 компаний, и представлена витрина закупок малого объема до 500 тысяч рублей. То есть сервис объединяет поставщиков и заказчиков и в ближайшее время планирует подключить новые крупные торговые сети.